Туника. Как её носили в Древнем Риме? Кто её носил?

Туника. Как её носили в Древнем Риме? Кто её носил?

Скажем несколько слов о повседневных видах одежды времен Древнего Рима. К ним относились лацерна, сагум, пала ( у мужчин паллиум), пенула, камиса, эксомида, разнообразные набедренные повязки и некоторые другие виды одежды.

Лацерна, сагум и паллиум являлись разновидностями плаща. Это были куски ткани, как правило окрашенные, которые носили поверх тог или туник. Как правило они закреплялись на плече или шее с помощью так называемого аграфа. Аграф – это вид застежки с крючком и ушком, его отличием от фибулы являлось отсутствие иглы. Лацерна представляла собой дорожный плащ состоятельных людей. Так, например, пятикратный консул Клавдий Марцелл, который погиб в 211 году до Рождества Христова, изображен в лацерне. Когда стало понятно, что Филиппинская битва проиграна, Кассий окутал голову лацерной и отдал приказ своему отпущеннику убить себя. Позднее, к лацерне был прикреплен капюшон.

Паллиум представлял собой просторный плащ, чаще всего, предназначенный для передвижений на небольшие расстояния. В отличие от палы, он закрывал фигуру его владельца до лодыжек. Сагум также являлся куском ткани, однако более толстой и грубой, а по форме был близок к квадрату. Его очень любили носить солдаты, пастухи и люди, которые проводили большое количество времени на свежем воздухе. Многие военачальники также носили сагум, однако их плащи, в отличие от солдатских, были украшены цветными полосами.

Пенула и камиса представляли собой уже вариации кроеной одежды и появились в более позднее время. Пенула представляла собой нечто похожее на теплое пальто из толстой, а иногда и пушистой, ткани с рукавами или специальными прорезями для рук и откидывающимся капюшоном. Спереди пенула расстегивалась иногда до конца, а иногда лишь до середины. Античные авторы, что пенула была достаточно узким видом одежды. Так Цицерон, оправдывая своего подзащитного Анния Милона от обвинения в убийстве говорил, что его подзащитные не мог заранее предугадать ход событий , по причине того, что «был опутан пенулой как сетью».

Камиса являлась обыкновенной рубахой с рукавами. Простолюдины и рабы носили различные типы набедренных повязок и коротких драпирующих кусков материи (так называемые эскомиды), которыми они обматывали вокруг верхней части туловища, однако оставляли свободными руки, которые были необходимы для работы.

В заключение хотелось бы сказать несколько слов о цветовой гамме римской одежды. Одежда бережливых людей, тех людей, которые жили по старинным обычаям, а также трудовых и служивых граждан и рабов имела все оттенки коричнево – желтых и серо – черных тонов. Именно такие цвета имела неокрашенная овечья шерсть. Чистые цвета здесь встретить было практически невозможно. Богатое сословие наряжалось в ткани, которые были окрашены натуральными красителями, стоящих огромных денег и привозимых издалека. Это были все оттенки красного, фиолетового, зеленого и, изредка, синего.

Яркие цвета в мужской одежде говорили о стремлении выставить на всеобщее обозрение свою состоятельность и противоречили римским канонам скромности и приличия. В римской литературе все отвратительные и наглые персонажи одеваются в пурпурный и другие оттенки алого цвета. Если же мужчина носил одежду зеленых (женских) или оранжевых (цвет покрывала новобрачной) оттенков, то это свидетельствовало об его изнеженности или даже извращенности. В Риме даже существовало выражение «зеленоватые нравы», это синоним нынешней, так называемой «голубой» ориентации.

Женщинам разрешалось носить яркие цветные одежды без каких бы то ни было ограничений. Осуждение могла вызвать только пестрота одежды, а также нескромность и необычность в сочетании цветов.


Дополнительно по теме: articles.optomvse.ru
Полезный совет?

эксперт, ответивший на вопрос

Катя Пушкарева
Альтруист

Комментарии

Еще нет комментариев.

оставить свой комментарий

* - скрыт от пользователей, только для уведомлений