Классификация по назначению и уровням качества моторных масел.

Классификация по назначению и уровням качества моторных масел.

Назначение и качество
Качество масла - это комплекс свойств, необходимых для работы масла по назначению. Одни свойства, такие как вязкостные, являются основными для всех масел, независимо от их назначения, а другие необходимы только в определенных условиях применения и в каждом конкретном случае характеризуются обособленными показателями качества. В большинстве случаев именно тот или иной допуск/классификация определяет возможность применения конкретного масла на конкретном типе техники и сроки замены масла.

Для облегчения выбора масла требуемого качества для конкретного типа двигателя и условий эксплуатации были созданы системы классификации. В каждой системе моторные масла подразделяются на ряды и категории, основанные на уровне качества и назначении. Эти ряды и категории созданы по инициативе национальных и международных организаций нефтеперерабатывающих компаний, автопроизводителей с учетом конструктивных особенностей различных типов двигателей и условий их эксплуатации. Назначение и уровни качества являются основой ассортимента масел. Ввиду некоторого различия в конструкциях и условиях эксплуатации в настоящее время одновременно существуют несколько систем классификации моторных масел - API / ILSAC, JASO, АСЕА и ГОСТ (для стран СНГ).

Наиболее крупные производители автомобилей иногда выдвигают дополнительные требования к качеству моторных масел. Таким образом, наряду с общепринятыми системами классификаций существуют и требования (спецификации) производителей автомобилей.

Система классификации API
API система классификации моторных масел (API Engine Service Classification System) развивалась с 1969 года.

По системе API (ASTM D 4485, SAE J 183 APR 96) установлены три эксплуатационные категории (три ряда) назначения и качества моторных масел:

API S состоит из категорий качества моторных масел для бензиновых двигателей, идущих в хронологическом порядке. Для каждого нового поколения присваивается дополнительная буква по алфавиту: API SA, API SB, API SC, API SD, API SE, API SF, API SG, API SH и API SJ (категория SI - намеренно пропущена API, для исключения путаницы с Международной системой мер). Категории API SA, API SB, API SC, API SD, API SE, API SF, API SG на сегодняшний день признаны недействительными как устаревшие, однако в некоторых странах масла этих категорий еще выпускаются, категория API SH является условно действующей и может использоваться только как дополнительная, например, API CG -4/SH;

API С состоит из категорий качества и назначения масел для дизельных двигателей, идущих в хронологическом порядке. Для каждого нового поколения присваивается дополнительная буква по алфавиту: API CA, API CB, API CC, API CD, API CD - II, API СЕ, API CF, API CF -2, API CF -4, API CG -4, API CH -4, API CI -4. Категории API CA, API CB, API CC, API CD, API CD - II на сегодняшний день признаны недействительными как устаревшие, однако в некоторых странах масла этих категорий еще выпускаются;

Универсальные масла для бензиновых и дизельных двигателей обозначаются двумя символами соответствующих категорий: первый символ является основным, а второй указывает на возможность применения этого масла для двигателя другого типа. Например, API CG -4/SH - масло, оптимизированное для применения в дизельных двигателях, но его можно применять и в бензиновых двигателях, для которых предписывается масло категории API SH и ниже (SG, SF, SE и т.д.).

Категории масел для дизельных двигателей коммерческих автомобилей
Как уже упоминалось выше, данные категории обозначаются буквой С (commercial). Старые категории API CA и СВ не обсуждаются.

категория API CC (устаревшая):

Категория введена в 1961 году. Масла для дизельных двигателей без наддува. Допускается применение для двигателей с турбонаддувом, работающих в легком или среднем режиме и для бензиновых двигателей большой мощности. Масла данной категории содержат антикоррозийные присадки и присадки, предотвращающие образование высоко- и низкотемпературных отложений.

категория API CD (устаревшая):

Категория введена в 1955 году. Типичная категория масел для дизельных двигателей с турбонаддувом и без, для которых требуется эффективный контроль за накоплением продуктов износа. Допускается применение топлива с повышенным содержанием серы. Масла содержат присадки, предотвращающие образование высокотемпературных отложений и предохраняющие подшипники от коррозии.
Соответствует требованиям MIL - L -2104 C/D.

категория API CD + (устаревшая):

Категория создана для удовлетворения требований японских автопроизводителей. Масла обладают повышенной устойчивостью к окислению, загущению (под влиянием накопления сажи) и повышенной защитой клапанного механизма от износа.


категория API CD - II (устаревшая):

Категория введена в 1987 году. Масла данной категории предназначены для двухтактных дизельных двигателей. Эффективно подавляют износ и образование шлама.
Соответствует всем требованиям категории API CD.

категория API СЕ (устаревшая):

Категория введена в 1987 году. Масла предназначены для форсированных и мощных дизельных двигателей с турбонаддувом и без, работающих как при малых оборотах и больших нагрузках, так и при больших оборотах и больших нагрузках.
Заменяет масла категорий API CC и CD в более старых двигателях.

категория API CF (действующая):

Категория введена в 1994 году. Масла предназначены для внедорожной техники, для двигателей с распределенным впрыском, включая двигатели, работающие на топливе с содержанием серы более 0,5% от массы. Масла данной категории эффективно подавляют образование нагара на поршнях и коррозию медных сплавов подшипников.
Заменяет масла категории API CD в более старых двигателях.

категория API CF -2 (действующая):

Категория введена в 1994 году. Масла предназначены для высоконагруженных двухтактных дизельных двигателей. Эффективно подавляют износ цилиндров и залегание (закоксовывание) поршневых колец.
Заменяет масла категории API CD - II в более старых моделях.

категория API CF -4 (действующая):

Категория введена в 1990 году. Масла предназначены для высокоскоростных мощных четырехтактных дизельных двигателей с турбонаддувом и без него, устанавливаемых на мощных магистральных тягачах. Отвечают всем требованиям качества категории API СЕ и, кроме того, обладают меньшим расходом на угар и меньшей склонностью к нагарообразованию на поршнях. При согласовании с требованиями категории API SG (API CF-4/SG) могут быть применены для бензиновых двигателей легковых и малых грузовых автомобилей. Отвечают повышенным требованиям по токсичности отработанных газов.
Заменяет масла категории API СЕ в более старых двигателях.

категория API CG -4 (действующая):

Категория представлена в 1995 году. Масла предназначены для высоконагруженных, высокоскоростных, четырехтактных дизельных двигателей грузовых автомобилей магистрального типа, использующих топливо с содержанием серы менее 0,05% от массы и немагистрального типа (содержание серы может достигать 0,5% от массы). Эффективно подавляют образование высокотемпературного нагара на поршнях, износ, пенообразование, окисление, образование сажи (эти свойства необходимы для двигателей новых магистральных тягачей и автобусов). Категория создана для удовлетворения требований стандартов США по токсичности отработанных газов (редакция 1994 года).
Заменяет масла категорий API CD, API СЕ и API CF -4. Основным недостатком, ограничивающим применение масел данной категории в мире, является относительно большая зависимость ресурса масла от качества применяемого топлива.

категория API CH -4 (действующая):

Категория представлена 1 декабря 1998 года. Масла данной категории предназначены для высокоскоростных четырехтактных двигателей, выполняющих требования жестких стандартов 1998 года по токсичности отработанных газов. Отвечают высочайшим требованиям не только американских, но и европейских производителей дизельных двигателей. Специально сформулированы для применения в двигателях, использующих топливо с содержанием серы до 0,5% от массы. В отличие от категории API CG -4, допускается применение дизельного топлива с содержанием серы более 0,5%, что является важным преимуществом в странах, в которых распространены высокосернистые топлива. Масла удовлетворяют повышенным требованиям по уменьшению износа клапанов и уменьшению образования нагара.
Заменяют масла категорий API CD, API СЕ, API CF -4 и API CG -4.

категория API CI -4 (действующая):

Эта категория введена в действие в 2002 году в связи с новыми экологическими требованиями, которые сформулированы Американским агентством по охране окружающей среды (ЕРА). Основным способом удовлетворения этих требований является система рециркуляции отработанных газов (EGR - exhaust gas recirculation). Для этого требуется изменение конструкции двигателей и придание новых эксплуатационных свойств моторным маслам. Одновременно прогнозируется повышение удельных мощностей двигателей. Основные отличия работы моторного масла в условиях рециркуляции выхлопных газов и повышенной удельной мощности:

  • тенденция к образованию сильных кислот;
  • повышенное образование сажи и, в связи с этим, загущение масла и повышенный износ деталей двигателя;
  • более высокотемпературный режим работы двигателя и масла.

Для оценки повышенных эксплуатационных свойств вводятся новые моторные испытания на стендовых двигателях с рециркуляцией выхлопных газов: Cat 1 Q, MackT -10, Cummins М-11.

 

Система классификации АСЕА
В 1991 году была создана Ассоциация производителей автомобилей Европы АСЕА (Association des Constructeurs Europeens d'Automobiles - Association of European Car Makers). Система АСЕА действует с 1996 года, с момента опубликования документации о требованиях по качеству для европейских масел - «АСЕА: ряды европейских масел» (АСЕА European ОН Sequences, FL /52/9 S). В этом документе указаны обязательные лабораторные и моторные испытания, контрольные показатели качества масел, применяемых при техническом обслуживании автомобилей. В марте 1998 года было опубликовано новое издание спецификаций, которые вступили в силу с марта 1999 года. С этого времени вновь выпускаемые масла должны маркироваться со ссылкой на новые спецификации 1998 года. В апреле 2000 года планируется запретить ссылку на спецификации 1996 года. Моторные масла разделяются на три класса:

  • А - класс масел для бензиновых двигателей;
  • В - класс масел для дизельных двигателей малой мощности (Light Duty), устанавливаемых на легковые и грузовые автомобили малой грузоподъемности;
  • Е - класс масел для мощных дизельных двигателей (Heavy Duty).

Уровень качества и назначение в каждом классе обозначается цифрами. Дополнительно указывается ссылка на год утверждения или изменения спецификаций (например, АСЕА Е2-96 или АСЕА Е4-99).

Требования европейских стандартов к качеству моторных масел чаще всего являются более строгими, чем американских, поскольку в Европе условия эксплуатации и конструкция двигателей отличаются от американских:

  • более высокой степенью форсирования и максимальными оборотами;
  • меньшей массой двигателей;
  • большей удельной мощностью;
  • большими допустимыми скоростями передвижения;
  • более тяжелыми городскими режимами.

Ввиду этих особенностей испытания моторных масел проводятся на европейских двигателях по методикам, отличающимся от американских. Это не позволяет напрямую сравнивать уровни требований и стандартов АСЕА и API. Европейская система классификации АСЕА предусматривает лабораторные и моторные (стендовые) испытания, при помощи которых проверяются показатели качества для обеспечения гарантированной и непрерывной смазки двигателей при любых эксплуатационных и температурных условиях с учетом особенностей в Европе. Особое внимание уделено моющим свойствам, т.к. считается, что они являются одними из основных, обеспечивающих надежную и бесперебойную работу двигателей.

Классификация моторных масел для дизельных двигателей грузовых автомобилей согласно АСЕА (редакция 2002 г.)

Класс масла Категория масла Область применения и свойства масла
Дизели грузовых автомобилей
E E2-96 выпуск 4 Большинство дизелей без наддува и с турбонаддувом, работающие в средних и тяжелых условиях эксплуатации с нормальным интервалом замены масла.
E3-96 выпуск 4 Дизели, выполняющие требования по выбросу токсичных веществ Евро-I и Евро-II и работающие в тяжелых условиях. Допускается увеличенный интервал замены масла, если это рекомендовано автопроизводителем. Масла обладают высокими моющими свойствами, препятствуют полировке цилиндров, износу, росту вязкости от накопления сажи, а также обладают высокой стойкостью к старению.
E4-99 выпуск 2 Высокофорсированные дизели, выполняющие требования по выбросу токсичных веществ Евро-I, Евро-II и Евро-III и работающие в особо тяжелых условиях с увеличенными интервалами замены масла согласно рекомендациям автопроизводителей. Масла стойкие к деструкции **, обеспечивающие лучшую чистоту поршней, меньший износ и меньший рост вязкости из-за накопления сажи по сравнению с маслами категории ЕЗ-96 выпуск 4.
E5-02 Высокофорсированные дизели, выполняющие требования по выбросу токсичных веществ Евро-I, Евро-II и Евро-III и работающие в тяжелых условиях с увеличенными интервалами замены масла согласно рекомендациям автопроизводителей. Масла стойкие к деструкции*, обеспечивающие чистоту поршней, предотвращение полировки цилиндров, износ и образование отложений в турбокомпрессоре. По сравнению с маслами категории ЕЗ-96 выпуск 4 обладают меньшим ростом вязкости от накопления сажи и лучшей стойкостью к старению.

* Перемещение слоев масла относительно друг друга
** Разрушение структуры

Спецификации производителей оригинального оборудования (OEM)
Автопроизводители могут предъявлять не только дополнительные, но и более высокие требования к маслам, предназначенным для двигателей новейших конструкций. Не дожидаясь очередных международных спецификаций, они заявляют о своих оригинальных методах испытаний или более жестких проходных критериях в рамках действующих международных систем классификации. Этим как бы компенсируется разрыв между текущим конструктивным усовершенствованием двигателей и задержками с принятием новых международных стандартов и спецификаций на моторные масла. Оригинальные требования со временем учитываются в новых международных спецификациях. Только при использовании масел, учитывающих все требования производителей, гарантируется долговременная служба двигателя. В случае подтверждения соответствия оригинальным требованиям поставщики масел имеют право наносить на этикетку своих продуктов номера соответствующих спецификаций автопроизводителей. Со своей стороны, некоторые автопроизводители составляют и периодически публикуют списки апробированных и допущенных к использованию продуктов, т.н. допуски.
Здесь опять же очень важно понимать разницу между наличием допуска и соответствием ему.
Наличие допуска означает именно его наличие, т.е. у производителя масла есть официальное письмо от автопроизводителя, в котором подтверждается этот факт, в противном случае, если такого документа нет, это называется «соответствием требованиям». Этот факт необходимо учитывать при сравнении масел-конкурентов, и компании-блендеры очень часто грешат тем, что пишут на этикетках именно «соответствия», а не реальные допуски в силу использования более дешевого пакета присадок или нехватки финансов на получение допуска. Еще один важный момент: не все производители выдают такие допуски из-за того, что часть из них продвигает свои фирменные масла, на которых, естественно, зарабатывает определенные деньги. Необходимо понимать, что подавляющее большинство оригинальных моторных масел в большинстве своем не являются премиум-продуктами, иначе им было бы сложно конкурировать на свободном рынке. К компаниям, которые не выдают допуски и, соответственно, продвигают свои, оригинальные масла, относятся, например, Caterpillar, Ford, Fiat и некоторые другие. Наиболее известные компании, которые выдают допуски на масла (перечислены действующие современные требования):

  • Daimler-Chrysler (Mercedes-Benz): MB 228.1, 228.3, 228.5, 228.51 (для двигателей Евро-4), MB 226.9 (для газовых двигателей)
  • MAN: MAN 271, MAN 3275, MAN 3277, MAN 3477 (для двигателей Евро-4), MAN 3271 (для газовых двигателей)
  • Volvo: VDS, VDS-2, VDS-3
  • Scania: LDF, LDF-2
  • DAF: HP1, HP2
  • Cummins: CES 20071, 20072, 20075, 20076, 20077, 20078
  • Renault: RD, RLD, RXD (Компания Renault не выдает допусков на масла, кроме своих фирменных)

Дополнительно по теме: www.tidici.com
Полезный совет?

эксперт, ответивший на вопрос

serg
Альтруист

Похожие статьи

Комментарии

Еще нет комментариев.

оставить свой комментарий

* - скрыт от пользователей, только для уведомлений