Назначение, устройство и работа жидкостного насоса двигателя ЯМЗ-236.

Где можно найти информацию о назначении, устройстве и работе жидкостного насоса двигателя ЯМЗ-236. Как он приводится в действие? Описание регулировки привода?
Кристина
Назначение, устройство и работа жидкостного насоса двигателя ЯМЗ-236.

На сегодняшний день двигатели этого семейства наряду с ЯМЗ – 238 являются самыми популярными и востребованными: их устанавливают на бензовозы, автокраны, автопогрузчики, некоторые седельные тягачи, экскаваторы, автобусы, магистральные автопоезда и многую другую технику, а также для комплектации дизельных электростанций и компрессионных станций. Двигатель ЯМЗ – 236 шестицилиндровый, четырехтактный, имеющий жидкостное охлаждение. Как раз охлаждением этого двигателя занимается водяной насос. Сборку двигателя ЯМЗ 236 с насосом различных модификаций можно посмотреть здесь: http://www.expodizel.ru/kat/

Привод насоса центробежного типа, приводится кленовым ремнем от шкива коленчатого вала.

Действие комплекса системы охлаждения.

Состоит из водяных рубашек блока и головки цилиндров, соединительных патрубков, радиатора, водяного насоса, вентилятора, термостата.

Вода, находящаяся в водяной рубашке блока цилиндров и головки, во время работы двигателя нагревается и поступает в радиатор, где она охлаждается и затем снова подается в водяную рубашку блока цилиндров. Для бесперебойной работы двигателя вода должна постоянно циркулировать по замкнутому кругу: двигатель — радиатор — двигатель. Для увеличения производительности насоса он устанавливается на входе холодной воды из радиатора в рубашку охлаждения двигателя.

Водяная рубашка двигателя состоит из водяной рубашки блока цилиндров и водяной рубашки головки цилиндров, соединенных между собой отверстиями в прокладке, установленной между головкой и блоком цилиндров. В передней части двигателя установлен вентилятор, а перед ним — радиатор, который при помощи двух гибких шлангов и патрубков (отводящего и подводящего) соединен с водяной рубашкой двигателя. Крыльчатка водяного насоса и вентилятор приводятся в действие клиноременной передачей.

При работе двигателя вода в системе охлаждения может циркулировать по малому кругу, минуя радиатор (непрогретый двигатель, термостат закрыт), или по большому кругу, поступая в радиатор (прогретый двигатель, термостат открыт).

При вращении крыльчатки насоса вода нагнетается в водораспределительную трубу, расположенную в головке цилиндров. Через отверстия в трубе вода направляется к патрубкам выпускных клапанов, благодаря чему достигается охлаждение наиболее нагретых частей головки. Из водораспределительной трубы вода поступает также к верхней части цилиндров. Нагретую воду насос подает к верхнему отводящему патрубку. Если термостат закрыт, то вода по перепускному каналу снова поступает к водяному насосу. При открытом термостате вода проходит в верхний бачок радиатора, откуда по трубкам перетекает в нижний бачок. Вода, протекая по трубкам, отдает свое тепло воздуху, проходящему между ними. Охлажденная в радиаторе вода по нижнему подводящему патрубку поступает к водяному насосу.

Два краника служат для слива воды из системы охлаждения.

Устройство водяного насоса.

Водяной насос состоит из корпуса, крыльчатки, вала, подводящего и отводящего патрубков. Крыльчатка приводится во вращение от двигателя, для чего применяется ременная передача. К центру насоса подается вода, поступающая по патрубку. При вращении крыльчатка лопастями отбрасывает воду к стенкам корпуса, откуда она под действием силы инерции нагнетается в отводящий патрубок, расположенный по касательной к корпусу насоса. Из отводящего патрубка вода направляется в водяную рубашку двигателя.

Подробно в деталях смотрим на рисунке. Вал 9 водяного насоса и вентилятора вращается на двух шарикоподшипниках, запрессованных в корпус. Подшипники удерживаются от смещения распорной втулкой и стопорными кольцами.

На конце вала 9 со стороны двигателя болтом крепится пластмассовая крыльчатка 8, а на противоположном конце вала на шпонке установлена ступица 18 водяного насоса. Ступица 2 вентилятора свободно вращается на шарикоподшипниках 19.

Электромагнитная муфта привода вентилятора позволяет поддерживать определенный температурный режим работы двигателя, так как она включается и выключается в зависимости от температуры воды в системе охлаждения. Муфта устроена следующим образом. К фланцу ступицы 18 болтами 1 присоединены электромагнит 3 и шкивы 4 и 5 привода водяного насоса и генератора. Ступица 2 вентилятора соединена при помощи пластинчатой пружины с якорем 17.

В радиаторе установлено тепловое реле, соединенное с обмотками электромагнита. Если температура воды в верхнем бачке радиатора достигает 88° С, то замыкаются контакты теплового реле и в обмотки электромагнита поступает ток, создающий магнитное поле. Якорь 17 притягивается к электромагниту, и ступица 2 вместе с установленным на ней вентилятором начинает вращаться. Если температура воды в бачке снижается до 80°С, то контакты теплового реле размыкаются и вентилятор отключается.

Уплотнение вала 9 с корпусом обеспечивается самоподжимным сальником, состоящим из резиновой манжеты 14, уплотнительной текстолитовой шайбы 15, двух обойм 12 и 13, пружины 11 и стопорного кольца 16. Сальник вращается вместе с крыльчаткой, так как выступы текстолитовой шайбы входят в прорези хвостовика крыльчатки. Пружина 11 через резиновую манжету 14 прижимает шайбу 15 к отшлифованной плоскости корпуса, благодаря чему предотвращается вытекание воды из насоса. Подтекание воды из контрольного отверстия 10 свидетельствует о том, что сальник износился и его необходимо заменить.


Дополнительно по теме: www.allcool.ru
Полезный совет?

эксперт, ответивший на вопрос

Alouette
Толстой

Похожие статьи

Комментарии

Еще нет комментариев.

оставить свой комментарий

* - скрыт от пользователей, только для уведомлений