Кубики Зайцева

Здравствуйте! Меня зовут Оксана, у меня доченька десяти месяцев. Хотела бы спросить: когда (в каком возрасте) можно начинать играть с ребенком в "Кубики Зайцева". И есть ли в этой игре какие-либо нюансы или "подводные камни". Большое спасибо.
Оксана
Кубики Зайцева
Дети с огромным удовольствием и интересом начинают играть в звенящие и стучащие кубики Зайцева. Дело все в том, что в кубики можно играть (т.е. совмещать игровую деятельность с учебной).

Кубики Зайцева построены по принципу складового чтения и пения. Дети (или взрослые для детей) поют склады, написанные на кубиках и таблицах к ним, дети смотрят, как взрослые "пишут" им слова и затем показывают, где какое слово написано, где какой кубик, потом учатся составлять слова из кубиков. По мнению Зайцева, обучаться чтению с пением гораздо эффективнее, интереснее и веселее, чем без него. Постепенно, незаметно для себя, дети начинают читать. Весь материал построен так, что дети сами познают все правила фонетики русского языка.

Буквы на кубиках Зайцева и в таблицах такого размера, что хорошо видны и с десяти метров, - важно, чтобы с самого начала дети не испытывали никаких напряжений зрения. Таблицы располагаются на стене, нижний их край на высоте 165-170 см от пола, - во избежание нарушений осанки нужно почаще работать стоя, с поднятой головой. Под таблицами полка в три доски, чтобы на ней слова из кубиков составлять.

Кубики Зайцева различаются по цвету ("золотые", "железные", "деревянные", белые с зелеными знаками препинания), объему (большие, маленькие, двойные), весу (заполняются железками и деревяшками, имеющимися в комплекте), по звучанию наполнителя, раздающемуся при их встряхивании.
Цель - обеспечить непроизвольное, быстрое, надежное запоминание.

Письмо указкой по клеточкам таблиц подключает еще и "память тела": сверху, снизу, слева, посредине или справа расположены нужные буквы.

В аудиозаписи, прилагаемой к комплекту кубиков Зайцева, - столбики и строчки таблиц, алфавит, под аккомпанемент баяна и балалайки, распеваются на 35 популярных, народных в основном, мелодий. Ритмичное проговаривание, а еще лучше пропевание с музыкальным сопровождением - мощное средство воздействия на память.

"Побочные" результаты, сопровождающие процесс выхода в чтение:

  • появляются навыки грамотного письма,
  • выправляются логопедические недостатки,
  • речь становится чище и отчетливей, благодаря постоянному проговариванию и пропеванию складов,
  • быстро расширяется словарный запас,
  • формируется логическое мышление,
  • развивается способность самостоятельно работать, умение добывать нужные знания.

Методика является природосообразной и здоровьесберегающей.

Достигните ли вы таких результатов или даже превзойдете их, будет зависеть от точности соблюдения методических рекомендаций, изложенных в пособии для родителей, прилагаемому к комплекту кубиков Зайцева.

Что касается вашего ребенка, то жизнь грудного малыша наполнена впечатлениями и открытиями. В первый год жизни ребенок получает огромное количество информации. Поэтому не стоит перегружать его большим количеством дополнительных занятий.
Но если вы решили заниматься с малышом по кубикам Зайцева, постарайтесь подойти к этому разумно. Не превращайте жизнь малыша в обучение. Пусть кубики просто сопровождают его, будут одной из любимых игрушек. Как писал известный психолог Л.Выгодский «Обучение идет впереди развития» (по этому принципу построено образование в России).

Не надо планировать специальные занятия. Просто держите несколько кубиков всегда под рукой и иногда показывайте малышу склад, кубик или слово.

Если вы хоть что-нибудь будете делать с кубиками, это поможет вам развить мышление и речь ребенка, а чуть позже - научить его читать. Самое главное в этом возрасте – эмоциональное общение с родителями.

Не надо ждать, что вот-вот что-то произойдет - ребенок начнет показывать склады или слова или даже читать вслух. Расслабьтесь и играйте. Не стремитесь понять, что ребенок понял, а что нет. Сейчас это не важно. Он, несомненно, все видит, все слышит, все постепенно запоминает. Но даже понять, что вы от него чего-то ждете или хотите, он сейчас не может. Просто двигайтесь дальше, а ваш малыш в определенный момент выдаст вам все, что вы в него вкладывали. И каждый сделает это по-своему: кто-то раньше, кто-то позже, кто-то с явным, нескрываемым восторгом, кто-то - тихо и спокойно, естественно, как будто никогда не было иначе и он читал всегда. Но это будет большая радость для вас обоих.

Не надо все время проверять малыша, настаивать на том, чтобы он продемонстрировал свои умения (особенно вредна демонстрация на людях), ведь тогда он будет сопротивляться, получит негативный опыт на почве обучения чтению и, может быть, надолго потеряет к этому интерес.

Начинать занятия по кубикам Зайцева можно с первых месяцев жизни вашего ребенка. Первым делом подготовьте кубики и таблицу, послушайте кассету, которая прилагается к кубикам. Возможно, сначала вы будете обескуражены тем, что услышите. Это нормальная реакция серьезного взрослого человека. Но дети обожают подобную “абракадабру”, воспринимают ее, как забавные песенки. Именно эти песенки и попевки, как правило, больше всего нравятся малышам. Прослушивая кассету, смотрите на таблицу, чтобы было проще запомнить “текст” песенок. Все песенки петь и запоминать необязательно! На кассете есть сложные для воспроизведения комбинации складов, которые используются в старшем дошкольном возрасте для отработки дикции, для тренировки артикуляционного аппарата.

Малыши, конечно, не смогут повторить такие упражнения. Поэтому выберите самые простые попевки - как бы иллюстрирующие каждый конкретный кубик - они называются “складовыми попевками”. Пойте складовые попевки и песенки алфавита, не показывая ребенку текст на таблице или кубике. Просто напевайте, когда одеваете ребенка на прогулку или возитесь с ним на полу. Можете петь “просто так”, сами для себя, когда будете мыть посуду или разбирать детские вещички. Малыш “краем уха” будет слышать попевки, привыкнет к ним и полюбит.

Запоминание попевок поможет ребенку познакомиться со всеми возможными складами языка, разовьет память, фонематический и музыкальный слух.

Малышам первых месяцев жизни принято давать (а сначала просто показывать, для закрепления умения координировать слух и зрение) игрушки, издающие звук при встряхивании, а попросту - погремушки. Кроме обычных - традиционных погремушек, используйте в этой роли кубики Зайцева. Показывайте малышу кубик одной стороной, привлекайте его внимание, встряхивая кубик и издавая звук. Когда ребенок взглянул на кубик, назовите склад, который находится в поле зрения малыша. Следите за тем, чтобы кубик был всегда “повернут” лицом к ребенку. Можно играть столько раз в день, сколько ребенок просыпается, чтобы поесть и пообщаться. Можно - несколько раз за одно бодрствование, можно один раз в день, по настроению. Кубики нужно менять, только не очень часто, например, выбираете на день-два несколько кубиков, играете с ними, потом один-два кубика меняете на другие и еще день-другой смотрите, и так далее.

Общаясь с ребенком, вы заметите, что его взгляд стал более осмысленным, хорошо фиксируется на предметах, малыш начал следить глазами за движущейся погремушкой.

Пишите кубиками имя ребенка, слова МАМА и ПАПА, постепенно вводя другие знакомые слова. Чтобы ребенка ничего не отвлекало от слова, которое вы составили, ни ваши руки, ни предметы, находящиеся рядом, оборудуйте специальное место для показа слов. Это может быть обычная книжная полка или небольшой стеллаж, на котором ничего не стоит или разместите полку на стенке холодильника.

Слово должно находиться на таком уровне, чтобы кубики оказались на уровне глаз ребенка, находящегося у вас на руках. Верхние грани кубика в его поле зрения попадать не должны. Когда малыш не спит и находится в хорошем настроении, возьмите его на ручки и подойдите к полке с написанным словом. Ласковым голосом скажите ребенку, что за слово написано.

Можете просто показать пальцем в сторону слова, можно провести рукой слева направо вдоль слова, чтобы малыша приучить следить глазами в нужном направлении, можно показать каждый склад в отдельности, а потом прочитать все слово целиком. Каждый раз чередуйте один из этих способов демонстрации.

Подходить с малышом к написанному слову можно раз в день, можно чаще, но не слишком. А менять слово на полке стоит после пяти-десяти показов.

Если вам кажется, что рассматривание слов не увлекает ребенка или этого недостаточно, оборудуйте "выставку". Ставьте на полку не просто слово, а любой мелкий предмет (игрушку или картинку), а рядом (или под ним, или наверху) подпись-комментарий, составленную кубиками.

Менять выставку можно раз в несколько дней и показывать ее можно 1-3 раза в день, например, утром после сна, днем и вечером перед сном. Неплохо повесить “выставку” около кроватки, чтобы она чаще попадалась ему на глаза. Малыш, привыкший к такой игре, просыпаясь, будет бросать первый взгляд на полочку - что же мама туда положила?

Когда малыш научится сидеть, можно ввести новую интересную игру - "Пишем вместе!" Если вы еще не начинали петь малышу складовые попевки, послушайте кассету, попробуйте петь сами. Заранее, без ребенка потренируйтесь поворачивать кубики нужной стороной “лицом” к ребенку, чередуя склады в том порядке, что и на таблицах. Для тренировки успешно подходит папа, который проконтролирует правильность показа. Выберите слово, которое можно написать двумя кубиками (оно должно быть более или менее знакомо ребенку, а не то, которое он впервые слышит).

Приготовьте нужные кубики, посадите малыша в высокий стульчик. “Прокрутите” и спойте первый кубик. Потом покажите ту сторону, на которой расположен первый склад выбранного слова. Потом проделайте то же самое со вторым. После этого составьте все слово. Чтобы малыш не обиделся, в конце игры отдайте ему написанное слово (напомню, что кубики должны быть укреплены и оклеены). Скорее всего, он сбросит кубики на пол, после чего вы их поднимете и унесете.

Если ребенок примется грызть кубик, подмените его любой картонной коробкой со словами, что эти кубики грызть нельзя. Проводить игру более чем с одни словом нежелательно, так как внимание ребенка уже будет рассеянным. Играйте два-три раза в неделю. Конечно, это не обязательные сроки, а средние - можно играть больше, хоть каждый день, можно меньше - раз в неделю-две.

Использовать в этом возрасте таблицы, входящие в комплект, еще слишком рано.

Время от времени пишите кубиками слова, отображающие названия имеющихся в доме крупных предметов: шкаф, холодильник, диван, стул. Какие-то слова можно оставить на некоторое время (например, слово ШКАФ можно поставить в шкаф на полку или прямо на шкаф). А какие-то придется сразу убрать, чтоб не повредить кубики (например, слово СТУЛ на стуле продержится до тех пор, пока малыш его не схватит или на ваше слово не сядет дедушка).

Перед тем как посадить его за стол, поставьте на стол или полочку перед креслом ребенка название той еды, которую он будет пробовать. Перед тем, как начнете кормить малыша, назовите ему то, что даете и покажите слово - все целиком или по складам, написанное кубиками.

Во время еды, особенно, если она очень нравится малышу, можете еще раз обратить его внимание на слово, только не настаивайте. Вообще, конечно, не стоит связывать процесс еды с чтением, так как физиологи говорят, что это вредно. Но взглянуть еще разок между ложками, наверно, можно.

Когда ребенку 8-12 месяцев, научите его реагировать на вопрос "Где?" Это можно сделать так: покажите ему одну хорошо знакомую игрушку или предмет и скажите "Это ложка!" Потом сами себя спросите: "Где ложка?" и сами себе ответьте: “Вот она!”, показывая пальцем, где она. Потом попросите ребенка показать, где ложка, задав ему такой же вопрос. Так как он, наверняка, хорошо “знаком” с ложкой, видел, как вы показывали пальцем в ответ на свой вопрос, а кроме того, ничего другого рядом нет, то он, скорее всего, покажет на нее и будет прав. Если же он все-таки не реагирует на вопрос, то вы сделайте это за него его пальчиком. Так можно потренироваться несколько раз. И когда малыш будет твердо понимать, что вы от него хотите, можете предложить ему на выбор два хорошо знакомых предмета.
Следующим этапом будет показ одного слова точно так же, как одного предмета: вы показываете простое слово из двух кубиков и говорите, что здесь написано слово ДОМ, а потом спрашиваете "Где написано ДОМ?" Подождите несколько секунд, дайте малышу возможность самому попробовать показать. Если он не стал этого делать (может, он просто не в настроении), можете сами показывать. И так же продолжите в другой раз с этим же словом или другим, пока он не станет показывать вам одно слово так же легко, как один предмет.

Если ребенок умеет хорошо делать все, что описано выше, то ему не составит большого труда выбрать из двух слов одно. Естественно, слова должны быть не новые, а очень хорошо знакомые малышу, понятные по значению, те, которые он видел на “выставках” и в других играх.

Можно начать со слов МАМА и имени ребенка.

Напишите эти два слова, спросите у малыша: “Где написано слово МАМА?” Если малыш показал правильно, то вы, конечно, сильно-сильно обрадуетесь и не потому, что “так советуют в книжке”, а потому, что действительно это ЧУДО - малыш начал превращать звуки в знаки - показал услышанное слово.

Ну, а если он не показал, то, может, он просто не понял, что же вы от него сейчас хотите. В таком случае нужно вообще не заметить его ошибку, а нежно перевести его пальчик в нужное место и тогда все-таки обрадоваться тому, что у вас вместе получилось.

Постепенно вы будете вводить в игру все новые и новые слова из других игр, слова знакомые и близкие, желательно короткие. Слова для этой игры нужно ставить на полочку или прямо на пол, но так, чтобы рядом не было других игрушек, иначе, по случайности, малыш предпочтет сейчас же вашей игре какую-нибудь другую. Есть еще маленький секрет. Если малыш правильно выбрал слово, дайте ему это слово, позвольте к нему подползти и сделать с ним все, что хочется - поломать слово, потрясти кубиками, раскидать. Но после такого бурного веселья отвлеките ребенка другой игрушкой, чтобы он не расстроился и уберите кубики.

Когда малыш научится брать предметы в руки и уже будет уметь самостоятельно сидеть, начнет ползать, можно начать давать ему играть в кубики более активно.

Когда у ребенка хорошее настроение, дайте ему поиграть несколько кубиков. Немного, штук по 6-8, и каждый раз разные. Ребенок может трясти кубики, перекладывать из руки в руку, кидать, делать то, что у него получится. Если вы находитесь рядом, называйте и показывайте ту сторону, которая повернута к ребенку, составляйте слово, показывайте его малышу и дайте его сломать, говоря "Катя сломала слово КОТ" и так далее. Как только вы увидите, что малыш отвлекся от кубиков, играет с меньшим интересом или вообще уполз в сторону, уберите их в коробку.

Главное, чтобы вы уделяли вашей малышке внимание, не ругали ее, не требовали многого и непосильного от нее, а заботились и занимались ею. Большинство ученых пришло к выводу, что основное развитие происходит в детстве. Обучая и развивая вашу дочку, не переусердствуйте, помните: всё хорошо в меру.

Более подробно вы можете прочитать о кубиках Зайцева здесь: http://www.zaikubik.ru/1year.html
Полезный совет?

эксперт, ответивший на вопрос

Nochka
Альтруист

Внимание!
Напоминаем вам, что статья носит рекомендательный характер.
Для установления правильного диагноза нужна очная консультация специалиста!
Комментарии

Еще нет комментариев.

оставить свой комментарий

* - скрыт от пользователей, только для уведомлений