Воспитание мужчины и преодоление детских страхов

Здравствуйте!
Моему сыну 2,8 годика. В садик пошел в 2,1 год, но до сих пор никак не привыкнет и каждое утро одно и тоже. В группу идет как будто больше не увиидит свою маму. На мой взгляд он очень привязан ко мне, меня это начинает беспокоить. Всю ночь мы с ним "боремся", т.к. он постоянно пытается лечь спать со мной, я его перекладываю в свою кроватку, через какое то время все повторяется. Он постоянно твердит "Я мамин да?", у меня есть еще взрослая дочь 13,8 лет, я ему всегда пытаюсь объяснить, что у меня есть еще и доча. С папой у них все хорошо, но только когда меня нет рядом, так же и с остальными членами семьи. Хочется услышать компетентный совет как правильно всети себя, что говорить. Все мне кончено понятно, и что я рано работать пошла (жизнь сейчас такая), но как то можно переубедить малыша что его все действительно любят (на самом деле его просто все обожают), как правильно отвлекать его внимание от моей персоны, какие игры ему предложить дома (он очень не усидчивый).
Заранее благодарю.
Анна
Воспитание мужчины и преодоление детских страхов

Итак, вы столкнулись с такими проблемами, как ревность вашего малыша к сестре, несамостоятельность, заниженная самооценка, страхи, недостаток внимания к ребенку.

Почему ребенок не хочет идти в сад?

Каждое утро начинается с того, что ребенок отказывается идти в детский сад. Он плачет, жалуется, что его там обижает кто-либо из детей, ему там не нравится. За нежеланием ходить в детский сад иногда скрываются гораздо более серьезные причины, чем обычный каприз. Родители робких и застенчивых малышей часто думают, что, попав в детсад, ребенок автоматически научится общаться и тем самым избавится от своей неуверенности. На самом деле такие дети становятся "козлами отпущения".

Спрашивать за то, что происходит в детском коллективе, у нас принято прежде всего с педагогов. Воспитательнице по должности положено смотреть за детьми, и если она хорошая и внимательная, то, конечно, не допустит, чтобы какого-либо ребенка обижали. Но такие воспитатели в большом дефиците. Позиция "сам разбирайся" или "почему-то других детей не трогают..." намного удобнее, чем возня с не умеющим постоять за себя малышом.

Именно поэтому родители не должны полностью перекладывать ответственность за своего ребенка на педагогов. В то же время ждать, пока ситуация разрешится сама по себе, тоже нельзя. Некоторые родители даже считают, что ребенку даже полезно почувствовать в раннем детстве не только любовь родных, но и все "прелести" коллектива - в дальнейшем ему легче будет жить.

Но это неверно, и любой психолог скажет, что ломать неокрепшую психиху ребенка ненужными испытаниями не стоит. Что делать?

1. Попросите воспитательницу внимательнее присматривать за вашим ребенком. Если воспитательница нерадивая, обратитесь за помощью к заведующей. В таких случаях воспитатели становятся внимательными и чуткими.
2. Если изменений не произошло, сами подойдите к обидчику вашего малыша и строго поговорите с ним.
3. Всегда будьте на стороне своего ребенка, даже если он немного преувеличивает.
4. Будьте готовы перевести ребенка в другую группу.

Ребенка лучше забрать из детского сада, если:

- после первого дня прошло уже 4-6 недель, но он так не привык и по-прежднему активно не желает ходить в детсад;
- ребенок стал агрессивным;
- он стал очень нервным (появился энурез, ночные страхи, бессоница, кусание ногтей и т.д.)

Психологи советуют не отдавать ребенка в детский сад, если:

- у малыша повышенная тревожность;
- низкая самооценка;
- пугливость, застенчивость, чрезмерная привязанность к матери;
- повышенная возбудимость, истеричность.

Подробнее на сайте http://mama.ladycity.ru/doc/678/
Детские страхи

Страх - чувственно заостренное восприятие угрозы для жизни, самочувствия и благополучия человека.

Страх и тревога - два понятия, объединяемые одними и разделяемыми другими авторами. В страхе и тревоге есть общий компонент в виде чувства беспокойства. В обоих понятиях отображено восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности.

Страхи имеют свои возрастные особенности.

Страхи до 1 года

Как показывают наблюдения, некоторые инстинктивные реакции беспокойства типа вздрагивания или оцепенения при резком звуке, внезапной перемене положения присущи уже новорожденным. С 1,5 мес. возможны реакции беспокойства в ответ на достаточно продолжительный уход матери или шумную обстановку в семье. К 3 мес. ребенку легко передается беспокойство матери, если она спешит, волнуется, так как меняется ее привычный образ поведения. После 6 мес. ребенок не пугается сразу при неожиданном громком звуке или резкой смене обстановки и не плачет, как раньше, а смотрит на выражение лица матери, как бы проверяя ее реакцию. Если она улыбается, давая понять, что ничего не случилось, все хорошо, то ребенок быстро успокаивается. Если мать вместо этого сама испугана, то этот испуг распространяется и на ребенка, усиливая его чувство беспокойства.

Тревога в 7 мес. - это беспокойство в ответ на уход матери, прерывание контакта, отсутствие поддержки. Страх посторонних, незнакомых, чужих взрослых в 8 мес. - это проявление собственно страха в ответ на конкретную для ребенка угрозу извне. Эмоционально-заостренное неприятие отличных от матери и пугающих ребенка взрослых трансформируется в последующем в угрожающие образы жестоких, бездушных и коварных сказочных чудовищ вроде Бабы Яги, Кощея, Бармалея и т. д. По мнению ребенка, все они способны отнять жизнь, нанести невосполнимый ущерб, увечье, в отличие от матери, дающей жизнь, любовь, понимание и поддержку.

Следует учитывать эти возрастные особенности ребенка, стараться не показывать свои волнения и переживания, так как они могут негативно повлиять на вашего малыша.

Страхи преддошкольного возраста

Типичными возрастными страхами у детей обоего пола 1-3 лет жизни будут: в 1 год - страхи одиночества, незнакомых взрослых, врачей (медицинских работников), уколов и неожиданных резких звуков (шума); в 2 года - страхи наказания, животных и уколов.

Страхов относительно меньше и они быстрее сходят на нет, если в семье доминирует отец, родители не мешают проявлению самостоятельности их детей, развивают их формирующееся "я", если сами родители уверены в себе и способны помочь ребенку в преодолении воображаемых и реальных опасностей.

Страхи младшего дошкольного возраста

Страх таких сказочных образов как Баба Яга, Кощей и Бармалей в известной мере могут отражать страх наказания или отчуждения родителей от детей при недостатке столь существенных в данном возрасте чувств любви, жалости и сочувствия. Тогда Баба Яга может быть непроизвольно ассоциирована с матерью, а Волк, Бармалей и Кощей - с отцом, как это видно из следующих высказываний мальчика 3 лет: "Что ты, мама, на меня ругаешься, как Баба Яга?" и "Мама, а ты не станешь Бабой Ягой?". Обычно дети достаточно активно манипулируют сказочными образами в игре, изображая Бабу Ягу, Волка, Бармалея и весь комплекс связанных с ними агрессивных действий.

При участии в играх родителей, особенно отца, подобные страхи быстро сходят на нет, если ребенок сам распределяет роли. Положительный эффект наблюдается также от самостоятельного, но подсказанного взрослым, рисования различных, пока еще трудноразличимых на бумаге, но тем не менее настоящих чудовищ в представлении детей. Страхи преодолеваются быстрее при условии адекватной поддержки со стороны родителей, отсутствия у них самих страхов и тревожности, конфликтов в семье и отклонений в воспитании.

Так же для этого возраста характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. Ребенок не остается один при засыпании, постоянно зовет мать, просит оставить свет в комнате и полуоткрытую дверь. Беспокойство может проявиться и в связи с ожиданием страшных снов. Здесь многое зависит от умения родителей не создавать из этих возрастных страхов лишней проблемы, вовремя успокоить детей, нежно поговорить с ними и не настаивать на незамедлительном, безотносительно к их переживаниям, выполнении своих требований.

Старший дошкольный возраст и его страхи

Связующим звеном страхов у старших дошкольников будет страх смерти. По данным исследований, он тесно связан со страхами нападения, заболевания, смерти родителей, страшных снов, темноты, сказочных персонажей, животных, стихии, огня, пожара и войны. Все эти страхи имеют в своей основе угрозу для жизни, если не прямую, то связанную со смертью родителей, появлением в темноте и снах чудовищ. Нападение со стороны кого-либо (в том числе животных), равно как и болезнь, могут обернуться непоправимым несчастьем, увечьем, смертью. То же относится к буре, урагану, наводнению, землетрясению, огню, пожару и войне - как непосредственным угрозам для жизни.

В старшем дошкольном возрасте нередко возникают вопросы вроде: "сколько лет жил твой папа, мама?", "зачем люди живут?", "откуда все взялось?" и заклинания: "не хочу быть старушкой, а хочу быть все время девочкой" и т. д. Возникновение страха смерти означает осознание необратимости происходящих возрастных изменений. Ребенок начинает понимать, что взросление на каком-то этапе знаменует собой смерть, неизбежность которой вызывает беспокойство как эмоциональное неприятие рациональной необходимости умереть.

Не стоит допускать переоценки страха смерти у ребенка этого возраста, но и игнорировать его так же не рекомендуется.

Младший школьный возраст и его страхи

Дальнейший рост самосознания в данном возрасте связан с тем, что ребенок выходит на новый уровень социального развития. Ребенок становится школьником. Формируется чувства ответственности, долга, обязанности, всего того, что объединяется понятием "совесть" как совокупности нравственно-этических, моральных основ личности. Поэтому, несмотря на общее уменьшение количества страхов, одним из ведущих страхов в рассматриваемом возрасте будет страх опоздания в школу. В более широком плане это означает заслужить порицание, сделать что-либо не так, как следует, как принято. Для девочек более характерна выраженность этого страха, поскольку они раньше, чем мальчики, обнаруживают принятие социальных норм.

Специфика страхов у младших школьников обусловлена и развитием так называемого магического настроя - веры (и вытекающей из нее боязни) в несчастливые цифры, дни, черную кошку, Пиковую даму и т. д. Более широко это - страх несчастья, беды, рокового стечения обстоятельств, т.е. всего того, что потом получает развитие в страхах перед судьбой, роком, таинственными явлениями, предсказаниями, включая положение звезд на небе и т. д. Подобные страхи, опасения, предчувствия являются отражением зарождающейся тревожности, и типичной для младшего школьного возраста внушаемости.

Чего боятся подростки

Ведущими страхами в этом возрасте являются страхи смерти родителей и страх войны. Оба страха тесно связаны между собой, поскольку война несет в себе реальную угрозу смерти родителей. Другая группа страхов - это страхи собственной смерти, нападения и пожара. Таким образом, начиная со старшего дошкольного возраста, большинство детей боятся своей смерти и смерти родителей, нападения, пожара и войны. У мальчиков в подростковом возрасте достигает максимальной выраженности страх заболеть; у девочек - страхи стихии, высоты и замкнутого пространства.

У девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. Тем не менее, среднее число всех страхов как у них, так и у мальчиков заметно уменьшается в подростковом и младшем школьном возрасте по сравнению с дошкольным.

Межличностная напряженность и низкое взаимопонимание в семье увеличивают число страхов у подростков, подобно тому, как это происходит в старшем дошкольном возрасте. В свою очередь, большое число страхов понижает уверенность в себе, без которой невозможны адекватная самооценка, личностная интеграция и принятие себя, претворение планов в жизнь и полноценное общение со сверстниками. При значительном числе страхов имеет место неблагоприятное положение подростка в коллективе, малое число выборов со стороны сверстников, особенно того же пола, т.е. низкий статус в группе.

Несмотря на свою отрицательную окраску, страх выполняет разнообразные функции в психической жизни человека. Как реакция на угрозу страх позволяет избежать встречи с ней, играя таким образом защитную роль. Страх, таким образом, может выполнять определенную обучающую роль в процессе формирования личности.

ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЮТ ДЕТСКИЕ СТРАХИ и как с ними бороться?

Еще недавно малыш спокойно спал ночью, а теперь просится в вашу кровать под бочок? Он умоляет не выключать свет и подержать его за ручку, посидеть с ним, пока заснет? Что же произошло? Кроха стал бояться темноты. Как быть, как себя вести? Давайте разберемся вместе.

ИЩИТЕ ЖЕНЩИНУ

Даже в таком деле, как боязнь темноты, не обошлось без женщины. Страхи являются проявлением инстинкта самосохранения, который возникает в ситуации угрозы существованию.

Уже к 12-й недели плод может испытывать ужас. Так, уже 3-месячный эмбрион способен чувствовать, что его появления не ждали.

Стеснение, сдавливание, гипоксия во время беременности, и всевозможные проблемы в родах также вызывают у плода сильную тревогу.

Так что сбои, возникшие еще до появления малыша на свет, дают о себе знать в течение долгого времени.

У новорожденных они проявляются в виде вздрагивания при шуме и физическом воздействии, частых смен настроения, немотивированном плаче, расстройствах сна и аппетита, в боязни незнакомых лиц.

На третьем году жизни у ребенка могут обнаружиться три основных естественных страха - темноты, одиночества и замкнутого пространства.

Параллельно с ними ребенок "обрастает" страхами искусственными, которыми его "награждают" родители: боязнь сказочных героев, опоздания, животных.

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ

Еще одним важным фактором появления страхов является атмосфера в семье.

Если дома все решает мама, а папа не принимает участие в воспитании, у ребенка плохо формируется уверенность в себе, страдает чувство защищенности.
Негативную роль играют ссоры родителей и, конечно, серьезный удар по психике малыша дает развод. Особенно часто страхами на неблагополучную обстановку дома реагируют дошкольники. Плохо влияет на психику маленьких детей и долгое пребывание на попечении бабушек и других родственников вне привычного окружения, без родителей. В результате постоянный психологический дискомфорт провоцирует появление ночных кошмаров и боязни темноты.

СТРАХ - ЭТО НОРМАЛЬНО

Но даже если в семье все безоблачно, ребенок желанный и запланированный, а беременность и роды прошли без осложнений, малыш неожиданно может заявить, что не останется спать в комнате без света!

С чего это вдруг? Нет людей, которые в своей жизни никогда и ничего бы не боялись. Появление страха темноты - индикатор эмоциональной чувствительности и впечатлительности.

Малыш взрослеет и начинает все больше фантазировать. Он ассоциирует предметы с теми или иными образами, а сумерки, темнота - благодатная почва для различных причуд воображения.

Ночью даже самые обычные предметы видятся иначе: тень от дерева напоминает скрюченные пальцы, а вещи на стуле - притаившуюся бабу-ягу и в каждом скрипе мерещится завывание. Как тут не испугаться и не прибежать под мамино "крылышко".

Необходимо принимать во внимание и то, что дети впечатлительнее взрослых, поэтому зачастую им плохо спится после вечернего просмотра фильма, компьютерной игры или другого эмоционального, физического перенапряжения.

КАК ПОМОЧЬ?

Так что же делать, если ребенок плачет и жалуется, что за дверью прячется Волк, а в окно сейчас залезет Бармалей? Обычно родители пытаются убедить трусишку, что ему показалось и все на самом деле хорошо. Малыш слушает, соглашается, но, как только становится темно, все повторяется. Это в лучшем случае. А еще может случиться так, что кроха затаит обиду на взрослых: почувствует себя непонятым, ведь ему не верят.

Убеждения и доводы логики в данном случае бессильны. Надо решать проблему другим путем.

Дети живут эмоциями и их основное занятие - игра. Именно через нее проще всего решать различные психологические проблемы.

Для начала поиграйте с маленьким трусишкой в жмурки или прятки. Ведущий олицетворяет злодея, а малыш, играя, борется со страхом темноты с завязанными глазами или в темных помещениях.

Другой вариант терапии - нарисовать "бяку закаляку кусачую", а потом порвать ее вместе с бумагой на мелкие клочки. Можно слепить чудище из пластилина и смять. Если маленький творец не хочет расставаться с плодами своего труда, можно изобразить свой страх в виде какого-то существа, а потом придумать и создать положительного героя, который на следующем рисунке побеждает злодея в равном бою. Такие действия ставят ребенка на место лидера, дают ему власть, а агрессия и накопившееся напряжение выплескиваются на бумагу.

Хорошо успокаивает и расслабляет лепка из глины, игры с песком и водой, но еще полезнее чтение народных сказок. Это нам, взрослым, они кажутся порой нелогичными, странными и даже страшными. Но малыш следит за перипетиями сюжета, отождествляет себя с положительным героем и вместе с ним борется со злом.

Существо, которого боится ваш ребенок, можно высмеять, унизить, довести до абсурда, ведь то, что становится смешным и слабым, перестает быть страшным.

Еще один вариант - избавляться от страхов с помощью кукол. Пусть малыш сам распределит роли и вы вместе разыграете историю с хорошим концом. Главное, чтобы во все свои действия вы вкладывали любовь и искренний интерес.

Расспросите подробнее, что именно в темноте так пугает кроху. Если он боится, что какой-нибудь разбойник может влезть в окно, придумайте вместе для него ловушку. Чтобы ребенок чувствовал себя спокойнее, оставьте дверь в детскую приоткрытой, а неяркий ночник включенным.

Но ощущение безопасности должно распространяться не только на внешние атрибуты, но и на внутренний мир. Малышу важно чувствовать, что в семье все благополучно, что все его любят. Любят не за что-то, а просто так.

Так что не скрывайте свои эмоции, не стесняйтесь лишний раз обнять и поцеловать дочку или сына, тем более, что, когда они подрастут, сделать это будет уже не так естественно и просто.


Как правильно хвалить ребенка?

1. Будьте умеренны, хваля ребенка. Похвала ребенку - один из наиболее действенных педагогических инструментов для достижения хорошей дисциплины, который могут использовать родители в его первые годы жизни. Если ребенка хвалят слишком мало, у него может сложиться заниженная самооценка, и ему будет труднее научиться различать хорошее и плохое. С другой стороны, если ребенка хвалят слишком много, у него вырабатывается своего рода "зависимость" от этого, постоянное ожидание похвалы, и ему необходимо всегда ощущать внимание других, чтобы чувствовать себя адекватно. А все это способствует задержке развития у ребенка собственного внутреннего умения оценивать себя. Разумная похвала идет рука об руку с разумными ожиданиями, которые большинство детей оправдывают.

2. Хвалите за что-то конкретное, а не "вообще". "Мне нравится, как аккуратно ты положила носочки в шкаф", а не "Хорошая девочка!"

3. Хвалите усилия, а не то, как получилось. Дети, которых хвалят за конкретное усилие сделать что-то, скорее всего, повторят его. "Спасибо, что ты так постарался соскрести краску со стола". Факт, что краска не счищена полностью, не упоминается. Заметьте, что, если в вышеприведенную фразу вы добавили бы "но...", весь ее позитивный эффект был бы утрачен: "Спасибо, что ты соскребла краску со стола, но в углах осталось немного". Однако вы можете после похвалы ребенка за его усилия сделаеть паузу, а потом добавить: "А в углах так трудно отскребать, давай попробуем вместе".

4. Избегайте использовать в похвалах слова в превосходной степени, как, например: "лучший", "самый умный", "самый симпатичный". Хотя эти слова и позитивные, если их повторять часто, они начинают восприниматься ребенком как некоторое давление с вашей стороны, поскольку он пытается жить, соответствуя вашим чрезмерным ожиданиям его "совершенства". Некоторым родителям кажется, что такие слова способствуют выработке у ребенка высокой самооценки, на самом же деле, часто получается наоборот. Ребенок, которому постоянно говорят, что он самый хороший, часто считает, что от него постоянно ожидают, что он таким - самым хорошим - и будет... а это, согласитесь, непосильная ноша!

5. Хвалите словами, которые ваш ребенок понимает: "забавный", "музыкальный", "помощник", "добрый", "правдивый". Например: "Мне нравится, что ты честный и признался, как было разбито окно". Таким образом родитель учит ребенка тому, "что такое хорошо" и "что такое плохо", не давя на него и не критикуя.

Более подробная информация на сайтеhttp://adalin.mospsy.ru/l_02_00/l_02_03g.shtm


Дополнительно по теме: www.ladoshka.ru
Полезный совет?

эксперт, ответивший на вопрос

Nochka
Альтруист

Внимание!
Напоминаем вам, что статья носит рекомендательный характер.
Для установления правильного диагноза нужна очная консультация специалиста!
Похожие статьи

Комментарии

Еще нет комментариев.

оставить свой комментарий

* - скрыт от пользователей, только для уведомлений