Здравствуйте, Лидия!
Если родители серьезно настроены на становление будущего характера своего ребенка, то им следует знать, что его формирование начинается уже в самом раннем возрасте, буквально с первых месяцев жизни младенца.
Дошкольный и младший школьный возраст
Психологи выделяют сензитивный период детства (в возрасте 2 - 3 лет до 9 - 10), когда дети принимают активное участие в общении с взрослыми и детьми. В этот период малыши открыты к восприятию всего и всех, так же как они чувствительны к любого рода воздействиям и перениманию нового опыта - подражают всем и во всем, полностью доверяя взрослым. И здесь важно не упустить свои шансы на оказание правильного влияния. На становление характера детей воздействует стиль общения:
- Взрослых с другими взрослыми;
- Взрослых с детьми;
- Самих детей с другими детьми.
Наблюдая за тем, как общаются люди между собой, ребенок приспосабливается к этому. Но, перенимая опыт общения других, дети в то же самое время и начинают критиковать стили общения. Потому что дети пытливы по своей натуре и способны пользоваться возможностями своего разума. И чем больше эти возможности, тем большую степень критичности способен проявлять ребенок.
Первыми в характере закладываются:
- Доброта и эгоистичность;
- Общительность и замкнутость;
- Отзывчивость и безразличие.
Эти черты формируются еще в младенчестве. Позднее к ним присоединяются:
- Любовь к труду и лень;
- Аккуратность и небрежность;
- Добросовестность и злонамеренность;
- Настойчивость и малодушие.
Но и они формируются еще в дошкольном периоде, закрепляясь в играх и других доступных видах труда и деятельности. Следует понимать, что как низкая требовательность, так и высокая со стороны взрослых может отрицательным образом сказаться на складе характера малыша. В дошкольном детстве сохраняются и закрепляются такие особенности, которые активно поддерживаются взрослыми. Это может быть как отрицательное, так и положительное подкрепление.
Начиная посещать школу, дети общаются с большим количеством незнакомых или малознакомых людей. Они учатся жить полноценной социальной жизнью, что не может не сказаться на оформлении и корректировке черт их характера. В школе малыша начинают сравнивать с другими детьми, возрастает их ответственность за результат деятельности. И соответственно, формируется такая черта, как самоотношение. Успехи в учебной деятельности могут сделать детей уверенными в собственных интеллектуальных возможностях. А могут, напротив, "подарить" им комплекс двоечника, что, в свою очередь, приведет к тому, что дети перестанут стараться и стремиться к лучшим результатам.
Подростковый возраст
В это время активнее других развиваются и закрепляются волевые особенности. Осваивая новые для себя занятия, подросток пробует свои силы и познает себя. Основные нравственные и мировоззренческие черты развиваются в ранней юности. К моменту выпуска из школы большинство подростков уже имеют сложившийся характер. Вся дальнейшая жизнь человека, как правило, не делает из него другую по своим личностным характеристикам персону.
В то же время характер – не раз и навсегда застывшая глыба. Ему свойственно формироваться и дальше и трансформироваться в течение всей жизни. По окончании следующего учебного заведения и началу работы в первые несколько лет трудовой жизни в человеке развиваются или любовь к труду и достижениям, или пассивность и иждивенчество. Могут сформироваться как продуктивные отношения с коллегами и вышестоящими людьми, так и деструктивность в общении. Но лишь немногие взрослые люди способны анализировать свое поведение, мысли и чувства, корректировать свое поведение, заниматься самовоспитанием. Такие личности могут достичь больших высот в карьере и саморазвитии.
Значительное влияние на формирование характера во все периоды жизни человека оказывает внешний информационный фон в виде:
- Суждений людей, окружающих человека;
- Их поступков;
- Суждений и поступков вымышленных персонажей из художественных книг, фильмов и т.п.;
- Царящей в обществе идеологии.
Всего доброго!
С уважением, Sandrin.
Еще нет комментариев.