Ребенок, отстающий в физическом развитии: как помочь научиться держать голову и сидеть

Мой внук инвалид.У него сильная задержка развития.Сейчас ему уже больше десяти месяцев,но он до сих пор не только не сидит, но даже еще не очень хорошо держит голову. У него часто случаются бронхиты и врачи советуют приучать его сидеть чтобы у него не было застоя макроты в легких и бронхах,чтобы он мог откашливаться. Родители купили ему т.н. "слипики".Дело в том чтоу этих "слипиков мягкая спинка и ребенок не сидит в них а полулежит и спина у него при этом постоянно колесом.Меня очень беспокоит не отразится ли это на состоянии его позвоночника?Если его необходимо высаживать то как это делать,как долго он может сидеть за один прием и сколько раз за день его можно высаживать? Годятся ли для этого "слипики"или для этих целей использовать стульчик?Может быть сейчас есть какие нибудь специальные приспособления?
Елена Юрьевна
Ребенок, отстающий в физическом развитии: как помочь научиться  держать голову и сидеть

Здравствуйте Елена Юрьевна! Весьма сложно ответить на Ваш вопрос, поскольку Вы не указываете ни диагноз, ни причины задержки развития Вашего внука. Не совсем понятно, что Вы подразумеваете под словом «слипик»… Если речь идет о слинге, то вреда здоровью, и в частности позвоночнику нет. Это не вреднее, чем носить ребенка на руках. В слинге малыш находится в точно такой же позе, как у мамы на руках. Как это может быть вредно? Да и ко всему прочему, спина новорожденного ребенка имеет округлую форму и требует постепенного распрямления. Вот почему позвоночник малыша нуждается в небольшом изгибе, который и обеспечивает хорошо подходящий для этой цели слинг. В общем, это абсолютно безопасно и намного лучше, чем когда ребенок лежит на твердой поверхности, или прислоняется к жесткой спинке держателя 9того же кенгуру).

Вот, например, заключение ортопеда http://www.omama.ru/docs/tpl/doc.asp?id=85&&tid=2 о безвредности слинга для позвоночника.

Что же касается о необходимости высаживания…Это довольно таки спорный вопрос… Высаживать малыша в данном случае я бы не рекомендовала, поскольку у него еще не окрепли мышцы, организм просто-напросто не готов. Насильными действиями Вы можете навредить ребенку!

На данный момент Вашей задачей является помочь укрепить мыщцы – тренируйте малыша, учите подтягиваться, держась за Ваши пальцы. Освойте комплекс детской общеукрепляющей гимнастики, который позволит укрепить мускулатуру ребенка и обеспечит развитие многих важных моторных навыков и умений.

  • Попеременное сгибание и разгибание рук ("бокс").

    Исходное положение ребенка - лежа на спине. Ручки малыша мягко захватываются за область лучезапястных суставов и попеременно сгибаются к плечам, возвращаясь в "вытянутое" положение. Упражнение имитирует серию боксерских ударов, с той разницей, что в данном случае резкость не нужна абсолютно:) Повторить 8-10 раз, под счет. Последнее, кстати, является весьма полезным для развития у малыша чувства ритма - так что, выполняя с ребенком все последующие упражнения этого комплекса, не забывайте

    2. Cкрещивание рук.

    Исходное положение ребенка - лежа на спине. Малышу дают для захвата большие пальцы рук взрослого. После того, как ручки малыша вытянуты вперед, их отводят в стороны, а затем скрещивают на груди. Повторить 6-8 раз.

    3. Поднимание ног.

    Исходное положение ребенка - лежа на спине. Ножки малыша мягко захватываются за голени (большие пальцы рук взрослого расположены на икроножных мышцах ребенка), затем выпрямленные ножки поднимаются вверх до образования прямого угла с поверхностью, на которой малыш лежит, и возвращаются в исходное положение. Упражнение повторяется 4-5 раз каждой ножкой. По счет, конечно:)

    4. Опускание прямых ног в стороны.

    Исходное положение ребенка - лежа на спине, ножки вытянуты. После поднятия выпрямленные ножек малыша до образования прямого угла с поверхностью, на которой он лежит, ножки опускаются в сторону - до соприкосновения с опорной поверхностью. Затем ножки вновь поднимаются и опускаются в исходное положение. Следующий цикл такой же: поднять ножки, опустить в сторону, вновь поднять, вернуть в исходное положение. Упражнение повторяется 3-4 раза. При этом следует стараться, чтобы ножки ребенка все время оставались выпрямленными, а во время опускания их в сторону сам он не поворачивался набок.

    5. Попеременное сгибание ног ("велосипедист").

    Исходное положение ребенка - лежа на спине. Ножки малыша мягко захватываются за голени (большие пальцы рук взрослого расположены сверху), затем попеременно сгибаются и разгибаются в коленных суставах, имитируя кручение педалей велосипеда. Упражнение повторяется 6-8 раз.

    6. "Скользящие шаги".

    Исходное положение ребенка - лежа на спине, ножки полусогнуты. Взрослый располагается "в ногах" у малыша. Мягко захватив щиколотку малыша пальцами, потягиванием на себя взрослый постепенно выпрямляет ножку, стопа ребенка при этом как бы скользит по поверхности стола, после чего возвращает ножку в исходное (полусогнутое) положение. "Шаги" выполняются поочередно каждой ножкой. Упражнение повторяется 4-6 раз.

    7. Поворот со спины на живот.

    Исходное положение ребенка - лежа на спине. Рука взрослого мягко, но прочно захватывает большим, указательным и средним пальцами обе ножки малыша (указательный палец правой руки взрослого при этом находится между щиколотками ребенка - такой захват называют "вилочкой"). Поворот выполняется следующим образом: выпрямив ножки малыша, их мягко поворачивают вместе с тазом в сторону, заставляя его повернуть плечевой пояс и голову в ту сторону, куда вращаются нижние конечности. Упражнение выполняется 1-2 раза в каждую сторону. Не забывайте при этом громко и жизнерадостно считать:)

    8. Переход в положение сидя с помощью взрослого.

    Исходное положение ребенка - лежа на спине. Техника выполнения этого упражнения в 3-м комплексе отличается от таковой в комплексе предыдущем. Вместо поддержки туловища малыша для побуждения его к переходу в сидячее положение используют потягивание за ручку, которой он крепко держится за предложенный палец взрослого. Для страховки ребенка поддерживаю свободной рукой за плечо. Упражнение выполняется 2-3 раза. Как вариант, можно побуждать ребенка к "усаживанию", слегка потягивая за обе выпрямленные руки, предварительно несколько отведенные в стороны.

    9. "Парение на животе"

    Исходное положение - лежа на животе. Щиколотки малыша мягко фиксируются пальцами взрослого (все та же "вилочка"), ладонь второй руки взрослого подводится под грудь и живот ребенка. Затем, продолжая придерживать ножки, ребенка поднимают над столом, при этом ладонь взрослого играет роль площадки, на которую опираются живот и частично грудь малыша. При достаточной силе мышц задней группы шеи и мускулатуры спины, ребенок лежит на ладони, в течение нескольких секунд удерживая голову и верхнюю часть туловища в приподнятом положении. Упражнение выполняется один раз в течении комплекса.

    10. "Парение на спине"

    Техника выполнения упражнения аналогична таковой при "парении на животе", с той лишь разницей, что поддерживающая рука взрослого располагается под спинкой малыша. Упражнение выполняется один раз в течении комплекса.

    11. Ползание с помощью взрослого.

    Исходное положение ребенка - лежа на животе. Стимуляция ползания осуществляется с помощью яркой игрушки, размещенной на некотором расстоянии от малыша. Желательно добиться того, чтобы ребенок достал игрушку 4-5 раз за занятие. Для того, чтобы не вызвать у маленького человека разочарования недостижимостью цели, лучше использовать не одну, а несколько игрушек:)
    Существуют, конечно же, и другие физические упражнения для детей четырех-шестимесячного возраста - благо, что фантазии любящим родителям, да и профессионалам в области лечебной физкультуры, не занимать. Мы непременно расскажем о таких упражнениях в будущем - и при этом искренне надеемся на помощь со стороны родителей-энтузиастов, готовых поделиться своим опытом со всеми, кому это действительно интересно. Пока же, думается, и тот необходимый минимум, что приведен выше, окажется полезным для родителей, искренне (и активно:) желающих вырастить здорового ребенка. Особенно - если сочетать эти упражнения с общим массажем.
  • И, конечно же, обратитесь за очной консультацией к специалисту. Не забывайте! Ваш малыш особенный и помимо вышеизложенных упражнений он нуждается в специальных лечебно-физкультурных комплексах. Как правило, они проводятся под руководством квалифицированного специалиста.

    Всего доброго!


    Дополнительно по теме: www.rodim.ru
    Полезный совет?

    эксперт, ответивший на вопрос

    cherry
    Эксперт

    Образование: высшее

    Специализация и профессиональные навыки:

    Работаю: да

    Награды, сертификаты:

    Внимание!
    Напоминаем вам, что статья носит рекомендательный характер.
    Для установления правильного диагноза нужна очная консультация специалиста!
    Комментарии

    Еще нет комментариев.

    оставить свой комментарий

    * - скрыт от пользователей, только для уведомлений