История костюма Древнего Мира

История костюма Древнего Мира
Оде́жда — совокупность изделий (чаще тканые или вязаные из различных материалов), которые люди надевают на себя для прикрытия тела.

Одежда бывает природного происхождения (у первобытных племён одежда изготавливается из листьев растений). Следует отметить, что одежда традиционно соответствует полу носителя одежды. Поэтому чаще всего по одежде можно опознать мужчину или женщину.

История костюма Древнего Мира
Необходимость в одежде появилась еще в первобытном обществе. Это обу-славливалось в основном климатическими условиями, а также развитием чувства эстетики и красоты у древнего человека. Каждая нация имеет свою историю, в том числе и костюма. Одежда древних говорит нам о многом. На-пример, с ее помощью можно определять к какому сословию принадлежал человек, или каким видом деятельности он занимался. Каждая народность имеет свои отличительные черты, которые отражаются и на их одеянии.

Древняя Греция
Расцвет Древней Греции припадает на VII – I века до н.э. Именно этот период принято считать началом существования древней империи.

По сравнению с другими государствами, Греция имела совершенно другое политическое устройство. Основой древнего государства была демократия – управление народного собрания, а также существовал рабовладельческий строй.

Характер греческого искусства можно назвать реалистичным или правдоподобным. Уже в те далекие времена людьми осознавалась вся красота и ценность человеческого существования. Люди верили в необъятные творческие способности людей, а язык художников был прост и доступен каждому. Картины отражали только правдивость действительности. И благодаря именно этим чертам древнего искусства, греческое искусство и стало таким важным для всей европейской культуры будущего.

Древний Рим
Рим всегда считался территорией настоящих воинов, а спустя несколько веков небольшой город стал центром могучего государства, власти которого покорились территории современного Египта, Европы и Малой Азии. Имея классовую дифференциацию, роскошь и богатство с одной стороны, бедность и бесправие с другой, ведя захватнические войны, Рим становится могучей державой, которая теряет все общие черты с античной Грецией.

Существует условное разделение римского искусства - искусство Республики (IV – I вв. до н.э.) и искусство Империи (I-V вв. н.э.). Греция была завоевана Римом в период Республики (II в. до н.э.) и с этого времени греческая культура и искусство оказывают значительное влияние на культуру и искусство римлян.

Древние Персы

Изначальное назначение персидской одежды было очень простым, она в основном играла роль защиты для тела. А так как древние персы являлись отличными скотоводами и охотниками, их одеждой были плащи, сделанные из шкур животных. Только спустя некоторое время, когда персам удалось добыть сказочные богатства, завоевать и поработить соседние народы, они смогли узнать что такое роскошь, а их наряды стали намного богаче и пестрее.
Из-за суровых горных условий и влияния континентального климата персы были вынуждены носить одежду, которая закрывала все тело. Древнеперсидская одежда была весьма удобной и выкраивалась она так же, как и у шумеров. В будущем это станет толчком в развитии европейской одежды.
Одежда персов – смесь культур

Мужской наряд древних персов составляли анаксариды – меховые или кожаные штаны и кожаный кафтан с поясом. В тех местностях, где климат был более мягким, кафтаны и анаксариды изготавливались из тугой шерстяной ткани.
И даже после того, как царем Киром была покорена Мидия, а при дворе была введена мода на мидийские костюмы (которые позже стали официальными), простые люди не прекращали одеваться в свои прежние одежды. Верхняя одежда мидийцев изготавливалась из тонких шелковых и шерстяных тканей, цвет которых зачастую был темно-красным или пурпурным. Еще одним отличием было то, что медийская одежда была весьма длинной и широкой. Один наряд состоял из штанов, кафтана-халата и накидки.

Кафтан медийцев имел очень длинные полы (их подбирали и подпоясывали), а также он был довольно широким. Рукава самого кафтана также отличались своей шириной, а в их внутренней части образовывались лучеобразные складки. В некоторых случаях складки рукавов выполняли из ткани иного цвета. Медийские костюмы позволялось носить только высшим придворным чиновникам и приближенным царя Кира. Также эту одежду царь мог жаловать низшим чинам в качестве награды за верную службу.

По свидетельству Геродота персидский народ подвергался влиянию сторонних нравов больше, чем какой либо другой народ. Цари Персии не остановились только на том, что позаимствовали у мидийцев костюм, они себе много чего перебрали от других народов. Также персы отдавали предпочтения костюмам вавилонян, лидийцев, ассирийцев и фригийцев.

Со временем кожаную одежду простолюдинов сменили костюмы, которые шились из мягкой шерстяной ткани, а узкие кожаные штаны были заменены на шаровары.

Медийская одежда членов царствующей династии и знатных придворных была пурпурного цвета, а головной убор украшала бело-голубая повязка, такая же, как и у самого царя. У придворных менее высокого сана, вид одежды был таким же, отличалась она только цветом.

Благодаря древнеперсидским и древнеассирийским барельефам можно четко проследить за видами мужской одежды, но, к сожалению, женщины на этих барельефах не изображались. Можно предположить, что у древних персов женщинам было запрещено публично показываться, поэтому изображения женских фигур также запрещались. Узнать хоть что-то о древнеперсидском костюме женщины можно по изображениям на древнегреческих вазах, конечно же, к костюму были добавлены греческие гиматии.

Знатные персиянки носили костюмы, которые очень были похожи на мужской мидийско-ассирийский костюм. Женские костюмы были весьма длинные и широкие. Они изготавливались из дорогих тонких тканей, имели рукава, расцветки были весьма пестрыми, а отделывалась такая одежда каймой. Жены царей носили затканные золотом, пурпурные одежды и царскую тиару.

Древнеперсидская обувь являла собой обыкновенные кожаные сапоги и высокие кожаные сапоги. На женской обуви была богатая вышивка.

Древний Египет

Крупные черты лица, высокий рост, узкие талия и бедра, широкие плечи – у древних египтян это были черты идеального образа, а схематические изображения египетского народа на стенах храмов и колонн тому подтверждение. В Древнем Египте женским идеалом красоты считалась грациозная и стройная женщина с узкими бедрами и талией, которая обладала тонкими чертами лица, огромными глазами и полными губами. Нефертити была именно такой женщиной, а ее имя в переводе означало - “Красавица пришла”. В Египте, еще в пятом тысячелетии до н.э. люди уже знали, что такое грим, а модницы тех времен обильно его использовали.

Изобретение белил, пудры, всевозможных притираний и мазей, принадлежит именно египтянам. Египетские женщины капали в глаза сок белладонны - это придавало глазам блеск. Краска из углекислой меди использовалась в качестве подводки для век, а также ей подрисовывали длинные и толстые брови.

Легендарная правительница династии Птолемеев – Клеопатра, отлично разбиралась в косметических средствах и даже написала трактат “О лекарствах для лица”. Но историки утверждают, что титул красавицы достался Клеопатре незаслуженно, все это благодаря картинам итальянского живописца Тьеполо и фламандца Рубенса. У “настоящей» же Клеопатры были тонкие и злые губы, а также довольно длинный нос.

Георг Эберс (немецкий египтолог XIX века) в своем романе “Уарда” описал внешность одной из героинь, по которой можно увидеть, что именно считалось признаком идеальной женской красоты в Древнем Египте: “В ее жилах не было ни капли чужеземной крови, о чем свидетельствовал смугловатый оттенок ее кожи и теплый, свежий, ровный румянец, средний между золотисто-желтым и коричневато-бронзовым. О чистоте крови говорил также ее прямой нос, благородной формы лоб, гладкие, но жесткие волосы цвета воронова крыла и изящные руки и ноги, украшенные браслетами”.

Ассирийцы

Платье с разрезом сбоку – это классический вид костюма зажиточных ассирийцев. Сверху на рубашку солидный ассириец мог надеть цветную ткань из шерсти, вышитую и украшенную бахромой или дорогим пурпуром. Шеи ассирийцев были украшены ожерельями, на руках красовались мощные браслеты, золотые, бронзовые или серебряные запястья, а в ушах были серьги. Платья, которые носили ассирийцы, были очень длинными и доходили до пят, а вокруг талии обвивался широкий пояс.
У землевладельцев воинов и ремесленников одеяния были куда проще. Рубашка-туника по длине доходила до колена и, таким образом, не стесняла движений.

Ассирийский царь носил весьма богатую и роскошную парадную одежду. Зачастую она состояла из верхнего платья темно-синего цвета, которое было расшито красными розетками. На талии это платье стягивалось широким поясом, с правильно сложенными тремя складками. Нижний край пояса обшивался бахромой, окончанием на каждой кисточке которой были четыре нитки стеклянных бус. Сверху на тунику одевалось что-то похожее на епанчу – верхняя одежда с короткими рукавами или вовсе без них. Вся она расшивалась узорами так, что материю за ними и вовсе не было видно, по длине же она доходила до поясницы. Голову царя украшала тиара, которая имела форму усеченного конуса, и она плотно прилегала к вискам и очертаниям его лба. В руке царя находился большой скипетр высотой в человеческий рост, а за ним вслед рабы несли большое опахало из перьев и зонт.

Одежде соответствовали украшения из драгоценных металлов. Обычай носить серьги в ушах мужчины тщетно берегли. На каждую руку одевалось по два браслета, один из которых носился выше локтя. Каждое из украшений это шедевр искусства. Все рисунки размещены со вкусом, очень выразительны головки льва, а сочетания узоров довольно оригинальны.

Древние евреи

В то время, когда евреи были покорены Египтом, в их одежде нельзя было увидеть ничего роскошного. И даже, находясь на Земле обетованной, они на протяжении многих лет сохраняли простоту одеяния. Частые столкновения с противником для евреев, были куда важнее забот о внешнем виде их одежд. Ситуация оставалась неизменной даже во времена судей. Но как только началась эпоха царей, одежда стала выглядеть значительно богаче (это в зависимости от социального статуса человека конечно). Главным отличием бедных от богатых было качество одежды и внешний вид человека. У бедных слоев населения для женщин и мужчин был общий вид одежды, это была рубашка с короткими рукавами, плащ или накидка и сандалии, которые имели самую простую форму. Одежда для неимущих шилась из козьей, овечьей и верблюжьей шерсти, также использовали грубый посконный холст.

Одежда богатых и знатных людей значительно отличалась от одежды простолюдинов. Материалом для изготовления такой одежды зачастую были хлопчатобумажные или тонкие шерстяные ткани, которые производились в государстве или же привозились из других стран. Такие одежды зачастую имели либо снежно-белый цвет, либо пурпурный, в то время это стоило не малых денег. За время правления Давида, а уж тем более Соломона, еврейская одежда заметно преобразовалась, стали появляться роскошные образцы, которые были подвергнуты влиянию вавилонян, ассирийцев, а со временем римлян и греков. Пояс являлся одним из самых важных атрибутов еврейской одежды, нижняя одежда подпоясывалась именно поясом. Пояса знати изготавливались из льняной материи или шерсти, их вышивали золотом, а в некоторых случаях золотыми пряжками и драгоценными камнями. У людей рабочего класса пояса были сделаны из кожи или войлока. Зачастую богатые люди носили на поясах письменные приборы (писец и книжник), кинжал или нож, а также пояс выполнял функцию кармана. Чуть позже в обиход вошло пенулу – римское дорожное зимнее платье, а также хламида – легкий плащ. Интересным фактом является то, что штаны, которые были позаимствованы у вавилонян и ассирийцев, имелись практически в каждом гардеробе знати, но большой популярностью они никогда не пользовались. Зачастую их носили только те евреи, которые заседали высокие должности.

Право на ношение обуви было только у знати (вне дома конечно же). Обувь тогда представляла собой красивые сандалии и башмаки, которые шились в других странах. Хотя и знать нередко ходила босиком, а обувь за ними несли их слуги. Бедная часть населения была вынуждена ходить либо босой, либо в грубых башмаках из дерева и кожи. Головные уборы знатных людей, а тем более женщин, зачастую украшались большим количеством драгоценных камней и золотых изделий. Весьма большое внимание уделялось евреями украшениям. Женщины носили кольца, браслеты, ожерелья, серьги (как в ушах, так и в носу), брошки и др. Мужчины украшали свои руки золотыми перстнями-печатками.

Также у евреев в отдельных случаях одежда служила в качестве определенного символа. Так, например, женщина, которая изменила мужу, представала перед священником на суде в черном платье, которое подпоясывалось грубой веревкой.
Наряд царя значительно отличался от нарядов знати по своей пышности и роскошности. Царь Соломон и Давид позаимствовали у царей Тира манеру шитья одежды, их мантии и их одеяния пурпурного цвета, которые украшались драгоценными камнями и были пропитаны благоуханиями. А также были позаимствованы знаки царской власти – венец и золотой скипетр.

Очень четко было описано облачение первосвященника Иосифом Флавием: роскошная пурпурная риза, драгоценный эфод, наперсник. Переднюю половину эфода украшала самая дорогая и важная принадлежность первосвященника, и называлась она - “урим и гуммим”. Урим и гуммим – это коробочка, которая выполнена из чистого золота и украшена 12-ю драгоценными камнями. Камни идут в следующем порядке: рубин, топаз, изумруд, карбункул, сапфир, алмаз, яхонт, агат, аметист, кризолин, оникс, яспис. На каждом из выше перечисленных камней было вырезано название одного из 12 еврейских колен.

Внутри этой золотой коробочки находилось 12 алмазных жребиев, которые высыпались на скинию завета первосвященником, в зависимости от того какое они занимали местоположение, первосвященник выносил свое решение. Между прочим, данный обряд очень ярко описан в романе Лиона Фейхтвангера “Иеффай и его дочь”. Кидар – это головной убор первосвященника, который украшался диадемой. Свадьбы богачей и знати также отличались пышностью нарядов. Жених представал перед невестой в узорчатых одеждах, а на невесту надевалось длинное платье со шлейфом, поверх которого надевали дорогой кафтан. В сопровождении музыки и танцев, закутанную в пурпурное одеяло новобрачную отправляют в дом к мужу, где происходит пиршество, за все время празднования на голове у новобрачного находится венок.


Дополнительно по теме: www.clhi.info
Полезный совет?

эксперт, ответивший на вопрос

Крылов Григорий
Просвещенный

Похожие статьи

Комментарии

Еще нет комментариев.

оставить свой комментарий

* - скрыт от пользователей, только для уведомлений