Немного о пластичных смазках

Немного о пластичных смазках

Поговорим о консистентных смазках и смазочных материалах, которые проявляют в зависимости от нагрузки свойства жидкости или твердого тела. При малых нагрузках он сохраняют свою форму, не стекая с вертикальных поверхностей и удерживаясь в негерметизированных узлах трения. В состав пластичных смазок входит жидкое масло, твердый загуститель, присадки и добавки. Частицы загустителя в составе пластичных смазок, имеющие коллоидные размеры, образуют структурный каркас, в ячейках которого удерживается дисперсионная среда (масло).

Благодаря этому свойству пластичные смазки начинают деформироваться подобно аномально – вязкой жидкости только при нагрузках, которые превышают предел прочности пластичных смазок. Сразу же после прекращения деформирования, связи структурного каркаса начинают восстанавливаться, а смазка вновь приобретает свойства твердого тела. Это позволяет облегчить конструкцию, снизить вес узлов трения, предотвратить загрязнение окружающей среды. Сроки замены пластичных смазок превышают сроки обычных смазочных материалов.

В современных механизмах пластичные смазки часто меняются в течение всего срока службы. Промышленность Советского Союза в 1974 году выпускала приблизительно сто пятьдесят сортов пластичных смазок. Их мировое производство составляет приблизительно 1 млн. тонн в год (что составляет 3,5% выпуска всех смазочных материалов).

Пластичные смазки получаются путем введения в нефтяные, реже синтетические, масла 5-30% твердого загустителя. Процесс производства является периодическим. В варочных котлах готовится расплав загустителя в масле. При охлаждении загуститель кристаллизуется в виде сетки мельчайших волокон. Загустители с температурой плавления выше 200-300оС диспергируют в масли при помощи гомогенизаторов, таких как, например, коллоидные мельницы. При изготовлении в состав некоторых пластичных смазок вводятся присадки (например, антиокислительные, антикоррозионные, противозадирные и прочие) или же твердые добавки (антифрикционные или герметизирующие).

Пластичные смазки классифицируются по типу загустителя и по области применения. Самыми распространенными являются мыльные пластичные смазки, которые загущены кальциевыми, литиевыми, натриевыми мылами высших жирных кислот. Гидратированные кальциевые пластинные смазки (так называемые солидолы) работоспособны до 60-80 оС, натриевые – до 110оС, литиевые и комплексные кальциевые – до 120-140оС. На долю углеводородных пластичных смазок, которые загущаются парафином и церезином, приходятся 10-15% всего выпуска пластичных смазок. Они имеют низкую температуру плавления и могут быть использованы для консервации металлоизделий.

В зависимости от назначения и области применения различаются следующие типы пластичных смазок:

· Антифрикционные, которые снижают трение скольжения и уменьшают износ. Такие смазки применяются в подшипниках качения и скольжения, шарнирах, зубчатых и цепных передачах индустриальных механизмов, приборов, транспортных, сельскохозяйственных и других машин.

· Консервационные, позволяющие предотвратить коррозию металлоизделий. В отличие от других покрытий, таких как окраска и хромирование, они легко удаляются с трущихся и прочих поверхностей при расконсервировании механизма.

· К уплотнительным пластичным смазкам относятся арматурные, предназначенные для герметизации прямоточных задвижек и пробковых кранов; резьбовые, предназначенные для предотвращения заеданий тяжелонагруженных или же высокотемпературных резьбовых пар; вакуумные, которые предназначены для герметизации подвижных вакуумных соединений.


Дополнительно по теме: www.smazka.ru
Полезный совет?

эксперт, ответивший на вопрос

Катя Пушкарева
Альтруист

Похожие статьи

Комментарии

Еще нет комментариев.

оставить свой комментарий

* - скрыт от пользователей, только для уведомлений