«Чарочка по столику похаживала…»

здравствуйте! подскажите, пожалуйста, возможный возраст и примерную стоимость (есть трещины )чайной пары с надписью "Чарочка по столику похаживала", произведенной товариществом М.С.Кузнецова в Дулеве. Марка синего цвета с изображением двуглавого орла. Спасибо заранее. Скажите, из каких источников можно узнать подробнее о торговле товарищества с Азией, в частности, с Китаем. С уважением, Наталья
Ната
«Чарочка по столику похаживала…»

Когда-то кузнецовские чайные сервизы стояли практически в каждом буфете - начиная от крестьянского, сбитого из грубого дерева, и заканчивая дворянскими из красного фарфора. «Фарфоровая империя» империя Кузнецова выпускала каждый год фарфоровой, фаянсовой, полуфаянсовой, майоликовой, опаловой, чайной и столовой посуды, а также терракотовых фигур и ваз больше чем на семи миллионов рублей. У многих отдельные предметы из этих бабушкиных сервизов хранятся до сих пор - датированные концом 19 -началом 20 века, они и до сегодняшнего дня не утратили блеск позолоты, яркость ручной росписи, белизну тончайшего фарфора… О качестве кузнецовского фарфора говорит только один факт: в 1892 году Матвей Сидорович получает статус «Поставщика Двора Его Величества» - в то время высший знак отличия для производителей. А можно еще вспомнить, что фарфоровые изделия заводов Кузнецова были очень популярны в… Китае - на родине фарфора.

В чем секрет кузнецовского фарфора? Во-первых, в качестве. Кстати говоря, формулу его фарфора сумели раскрыть только через полвека после смерти самого Матвея Сидоровича, обнаружив керамическую массу при раскопках подвалов одного из заводов. Тогда и выяснили, что глину в течение целого года хранили в подвалах - до тех пор, пока материал не становился пластичным. К тому же для обжига использовали только сухой торф, добытый исключительно до 20 июля.

А еще Кузнецов понимал, что мода существует и в мире фарфора, поэтому постоянно посещал выставки и следил за новинками. И, к тому же, стремился удовлетворить все категории покупателей, выпуская изделия на любой вкус и кошелек. Для аристократов предназначались золото и тонкая роспись, для крестьян - обжиг погрубее, а краски посочнее, для питейных заведений - посуда потолще. Целый сегмент продукции выпускался исключительно для азиатского покупателя - из Монголии, Китая, Афганистана. Естественно, это была посуда, отличная и по форме, и по росписи от продукции, предназначенной для европейцев. Кузнецов посылал на Дальний Восток и в Среднюю Азию целые экспедиции, которые изучали вкус и потребности местных жителей. В число «восточного товара» входили чайнички, пиалы, чаши для риса, блюда для плова, кальяны. На заводах Товарищества М.С.Кузнецова для декорирования таких изделий были разработаны специальные виды механического декора - так называемые «китайская» и «кашгарская» печати - с повторяющимся ритмом элементов восточного декора, исполненных в технике печати и затем раскрашенных от руки.

К сожалению, после революции империя Кузнецова рухнула. Но сам Матвей Сидорович об этом уже не узнал: он умер в 1911 году от апоплексического удара, оставив бесценный опыт исконно русского предпринимательства. Зато обладателями постоянно растущего в цене антиквариата стали все, кто сумел сохранить кузнецовский фарфор. Маленькие блюдечки сегодня стоят около 2,5 тысяч рублей, чайные пары «Чарочка по столику похаживала» - от 9 тысяч рублей в зависимости от сохранности, столовые сервизы - не меньше 50 тысяч рублей… Есть изделия и намного дороже - в зависимости от редкости и ценности материала.

Интернет ресурсы:

Полезный совет?

эксперт, ответивший на вопрос

Mitus
Самоучка

Похожие статьи

Комментарии

  • Галина Евгеньевна

    Галина Евгеньевна

    23.12.2009 11:09 #

    У Вас не хватает крышечки к данной чашке.

    Ответить

оставить свой комментарий

* - скрыт от пользователей, только для уведомлений