Судебная история о схеме обхода приватизационных процедур

Судебная история о схеме обхода приватизационных процедур

Недвижимость в историческом центре города Киева всегда вызывала интерес инвесторов. Иметь в частной собственности нежилые помещения, которые составляют памятник архитектуры или истории, достаточно выгодно и престижно.

Под вниманием оказался расположенный в самом центре Киева памятник архитектуры - четырехэтажное нежилое здание, которое использовалось коммунальным медицинским учреждением.

Судьба этого здания непростая. Еще в советское время ее передали на баланс государственного медицинского учреждения для размещения стационарного отделения. Кстати, это был комплекс зданий, но архитектурную ценность имела лишь фасадная здание.

При передаче комплекса зданий на медицинское учреждение было возложено обязательство провести капитальный ремонт фасада здания. Затем медицинскому учреждению было предоставлено разрешение на снос тех дворовых построек, которые не имели ценности. Медицинское учреждение добросовестно выполнял все возложенные на него обязанности - ремонтировал фасадную здание и сносил аварийные дворовые постройки.

После провозглашения независимости и первоначального распределения собственности четырехэтажное памятник архитектуры получила статус имущества территориальной общины города Киева и в дальнейшем оставалась за медицинским учреждением на праве оперативного управления.

В 1999 году КГГА принимается решение о застройке территории, где когда-то располагались аварийные помещения комплекса зданий медицинского учреждения.

По окончании строительных работ выяснилось, что инвесторы строительства заняли не только строящихся помещения, а и ту же четырехэтажное фасадную здание - памятник архитектуры, которую так старательно ремонтировал медицинское учреждение.

Медицинский центр был вынужден обратиться за помощью к юристам нашей компании. Дело медицинского учреждения отмечалась схемами обхода приватизационных процедур при передаче объектов недвижимости из коммунальной собственности в частную. Очевидно случаи использования таких схем в масштабах страны не единичны. К тому же довольно странным казалось откровенное нежелание органов, управнених осуществлять полномочия собственников коммунального имущества, способствовать защите прав на коммунальное недвижимое имущество.

Первым этапом устранения нарушений права медицинского учреждения на оперативное управление четырехэтажное нежилой зданием было признание в судебном порядке этого права по медицинским учреждением. Позиция медицинского учреждения основывалась на том, что спорная здание передано ему Киевским городским советом еще в 1988 году и с тех пор по оперативному управлению медицинского учреждения в установленном законодательством порядке не выбывала.

Ответчиком выступало Главное управление коммунальной собственности г. Киева (далее - ГУКВ) как орган, к компетенции которого относится закрепление имущества на праве оперативного управления за учреждениями коммунальной собственности. Ответчик, кажется, должен поддерживать инициативу медицинского учреждения отстоять здание для городской общины. Однако он упорно доказывал, что спорная здание принадлежит инвесторам. Мол, инвесторы ремонтировали, им и положено. Решением Хозяйственного суда г. Киева признано медицинским учреждением право оперативного управления спорным зданием.

Тогда ГУКВ решило прекратить право медицинского учреждения на оперативное управление четырехэтажное нежилой зданием путем выдачи приказа об исключении этого здания из перечня основных средств, закрепленных за медицинским учреждением на праве оперативного управления.

Медицинскому учреждению пришлось отреагировать обращением в суд с административным иском о признании противоправным приказа ГУКВ в части исключения четырехэтажного нежилого здания из перечня основных средств, закрепленных за медицинским учреждением на праве оперативного управления, и отмене приказа в этой части. Решением Хозяйственного суда г. Киева, которое вступило в законную силу, иск медицинского учреждения доволен, приказ ГУКВ в части исключения четырехэтажного нежилого здания из перечня основных средств, закрепленных за медицинским учреждением на праве оперативного управления, признан неправомерным и отменено.

Итак, формально четырехэтажное нежилое здание - памятник архитектуры, расположена в самом центре Киева, принадлежит медицинскому учреждению на праве оперативного управления. И это право признано судебными решениями. Фактически это здание занята несколькими физическими и юридическими лицами.

Медицинское учреждение судится с ГУКВ и КГГА. Предметом иска является устранение нарушений права медицинского учреждения на четырехэтажное нежилое здание - памятник архитектуры, освобождения этого здания и возвращения ее в пользование медицинскому учреждению. В ходе судебного рассмотрения исковые требования изменялись и дополнялись, привлекались третьи лица. Наконец, после обнаружения лиц, занимающих четырехэтажное нежилое здание - памятник архитектуры, исковые требования были сформулированы именно к ним. Ответчики, занимающие четырехэтажное нежилое здание, в подтверждение своих прав ссылаются на свидетельства о праве собственности, выданные ГУКВ. Вот тут и возникает коллизия доказательной базы - с одной стороны, истец ссылается как на правоустанавливающие документы на четырехэтажное нежилое здание - памятник архитектуры на решение Киевского городского совета от 1988 года и на судебные решения, с другой стороны, ответчики ссылаются на свидетельства о праве собственности на помещение этого же здания.

Ответчики и органы городской государственной администрации указывают, что свидетельства о праве собственности на помещение четырехэтажного нежилого здания выдавались как на вновь созданное имущество, поскольку в результате реконструкции четырехэтажного нежилого здания за средства инвесторов возник новый объект недвижимости. Однако может считаться реконструированное недвижимое имущество вновь? Инвесторы и исполнительные органы городского совета дают положительный ответ. Следовательно, в этом случае отпадает необходимость проводить тягостную процедуру приватизации, достаточно лишь отремонтировать сооружение, передвинуть несколько не капитальных перегородок - и получить здание в собственность, как вновь созданный объект. Схема обхода процедуры приватизации коммунального имущества готова.

источник: АН "Аркадия-Ко"

Полезный совет?

эксперт, ответивший на вопрос

R L
Альтруист

Комментарии

Еще нет комментариев.

оставить свой комментарий

* - скрыт от пользователей, только для уведомлений