Ксилография искуство резьбы по дереву

Ксилография искуство резьбы по дереву

Ксилография – гравюра на дереве, основная и одна из древнейших техник гравюры.

Первые печатные изображения с деревянных досок, согласно китайским литературным источникам, относятся к VI веку. Самой ранней из сохранившихся китайских гравюр является гравюра, созданная в IX веке. Однако существуют и более ранние находки. Например, в Корее найден текст, который оттиснут в первой половине VIII века, а в Японии – фрагмент буддийского текста, относящийся к 60-м годам того же столетия.

По данным источников, ксилография возникла в Китае не позднее X века. В «Алмазной сутре» (датированной 868 годом до нашей эры), ныне хранящейся в Британской библиотеке, сказано, что некий мастер по имени Ван Чи вырезал доски и напечатал книгу «ради поминовения усопших родителей своих».

В самых общих чертах история техники гравюры на дереве сводится к следующему: изначально, техника гравирования, используемая в странах Западной Европы, так же как и на Востоке, была близка к технике изготовления досок для набойки. В старой продольной гравюре основным элементом, который строит форму, был нож, а в распоряжении гравера имелся целый арсенал ножей, отличавшихся друг от друга по величине и форме.

На отшлифованную поверхность доски (в случае, если предполагается тиражировать гравюру в типографском станке, толщина доски должна быть приблизительно 2,5см.) наносится определенный рисунок, после этого линии рисунка обрезаются с обеих сторон острым ножом. При этом, сам штрих остается нетронутым, а фон выбирается широкими стамесками до глубины примерно от 2 до 5 мм. Именно благодаря этой особенности и появилось одно из названий продольной гравюры – «обрезная». После проделанных процедур, доску закатывают специальной краской, затем выполняют оттиск на бумагу.

Одной из самых важных особенностей старой «обрезной» гравюры является преобладание черного штриха. В техническом отношении вполне возможен и белый штрих. Он достаточно часто встречается в старых гравюрах, например, в иллюстрациях флорентийских изданий конца XV - начала XVIвека. Существовали даже гравюры, которые были нарезаны как негатив, то есть белым по черному. К такого рода гравюрам относятся работы швейцарского мастера XVI века Урса Графа («черная манера» в гравюре на дереве). Однако все это стоит воспринимать скорее как исключение из правил. В системе художественных средств старой «обрезной» гравюры белый штрих занимает более чем скромное положение.

Современные мастера продольной ксилографии используют в своей работе помимо ножей также и инструменты, применяющиеся в линогравюре. Это угловые и полукруглые стамески, подобные клюкарзам, которые применяются резчиками по дереву, - прямые или слегка изогнутые, вставляемые в точеные грибовидные ручки, а иногда и в прямые. Например, как в японском наборе инструментов.


Дополнительно по теме: ru.wikipedia.org
Полезный совет?

эксперт, ответивший на вопрос

Катя Пушкарева
Альтруист

Похожие статьи

Комментарии

Еще нет комментариев.

оставить свой комментарий

* - скрыт от пользователей, только для уведомлений