Роспись по дереву и деревообработка

Роспись по дереву и деревообработка

Роспись по дереву - это не только технические приемы, но и художественная фантазия.

В системе дополнительного образования многих городов России успешно работают этноэстетические центры. В этих центрах подростки обучаются по пятилетнему и семилетнему курсам гуманитарного комплекса предметов, которые включают в себя фольклор, музыкальное воспитание, русские народные рукодельные промыслы, а также живопись, этнографию, прикладные ремесла и английский язык. Все это является базой этноэстетического курса обучения.

Старшеклассникам предлагается посещать также и специальные дисциплины: этнопсихологию, народную художественную культуру, этнологию, этноконфликтологию, дизайн и многие – многие другие. Таким образом, достигается соответствие системам школа-училище-вуз и школа-вуз со специализацией «Народное художественное творчество». На эту тему написано множество научных статей, а также несколько интервью с директорами подобных этноэстетических центров.

Основываясь на этих данных, читателям предлагается примерная программа подобных учебных заведений.

Роспись по дереву является одним из ведущих предметов, которые изучают воспитанники центров. Курс обучения рассчитан на срок до двух лет. По окончанию этого периода школьники от 7 до 12 лет получают общие сведения о композиции, основных законах цветоведения, существующих приемах кистевого письма, которые они могут в дальнейшем совершенствовать не только на занятиях в студии, но и на индивидуальных занятиях.

Задачей преподавателя является подача учебного материала в такой форме, которая позволит ученикам усвоить все секреты изготовления изделий народных мастеров, познакомиться с историей того или иного центра росписи, научиться работать красками и кистью.

Искусство росписи настолько своеобразно, многогранно, так широко в применении, что, пожалуй, невозможно найти уголок на территории нашей необъятной страны, где не встречались бы расписные изделия. Основными, характерными для росписи по дереву, направлениями являются кистевое и графическое.

Графическая роспись более древний метод. Мастера наносили рисунки на поверхность изделия черной краской, а затем растушевывали нанесенные детали различными цветами, как бы заливая ими намеченные контуры. Роспись, которую относят к графической, получила свое название по общему принципу оформления изделий. Графическая манера письма получила широкое распространение на Северной Двине. К северодвинской графической школе относятся народные росписи Пермогорья, Тоймы, Борка. Этим школам присущи общие своеобразные черты в построении композиции, цветовом решении, трактовке орнаментов.

Другим направление росписи до дереву является кистевое. Самые известные оригинальные росписи исконно-русских центров – Хохломы и Городца.

Самые первые упоминания о селе Хохлома встречаются в документах XVII века. В ту пору целый ряд селений, включая и Хохлому, перешли во владения Троице-Сергиевого монастыря. Вполне возможно, что уже в это время в Хохломе зародилось производство деревянной золоченой посуды – упоминавшиеся в документах ковши, ложки, поставцы, которые были раскрашены разноцветными красками и золотом. Изделия из Хохломы через ярмарку в Нижнем Новгороде расходились по всей России, их вывозили и в страны Азии и Западной Европы.
Село Городец было основано еще XVI веке. Промыслом занимались крестьяне со всех деревней в окрестности. Женщины пряли нитки, изготовляли холсты. В нижегородском крае, однако, пряли не с помощью прялки, а с помощью специального гребня. Вместо лопасти прялки вставлялся в донце гребень, на его зубцы надевали так называемый кудель. Поверхность донца позволяла художнику разворачивать целые живописные полотна.

Полезный совет?

эксперт, ответивший на вопрос

Катя Пушкарева
Альтруист

Похожие статьи

Комментарии

Еще нет комментариев.

оставить свой комментарий

* - скрыт от пользователей, только для уведомлений