Фаянс или статуэтки из фарфора

Фаянс или статуэтки из фарфора

Фаянс (франц. faience, от названия итал. города Фаэнца, одного из центров керамического производства), плотные мелкопористые (обычно белые) изделия тонкой керамики.

При производстве фаянса применяют то же сырье, что и при производстве фарфора. Отличие заключается лишь в рецептуре сырья и технологии обжига изделий. Фаянс отличается большей пористостью и водопоглащением, поэтому на все фаянсовые изделия наносят тонкий сплошной слой водонепроницаемой глазури. Фаянс различается по составу и свойствам. Выделяют глиноземный фаянс, известковый, шамотный и полевошпатовый.

Одним из самых распространенных в техническом и бытовом применении является полевошпатовый фаянс, который изготавливается из однородной смеси, составленной из 60-65% пластичных материалов, таких как каолин или глина, 30-36% кварца и 3-5% полевого шпата. Предварительный обжиг, еще называемый бисквитным, производимый при температуре 1250-1280 о C, необходим для получения прочности фаянса, а последующий (глазурный обжиг) – для расплавления глазури, которая наносится на изделия после первого обжига при температуре 1050-1150oС.

Обжиг осуществляется в туннельных печах с непосредственным обогревом. При производстве крупных санитарно – технических изделий из фаянса, как правило, применяется однократный обжиг, при котором процесс спекания составных частей фаянсовой массы протекает одновременно с плавлением глазури, а также образованием промежуточного слоя между пористым материалом и остеклованной глазурью.

Фаянс, предназначенный для хозяйственных нужд (в основном столовая посуда) после первого и второго обжига подвергается раскраске с применением различных методов закрепления рисунка. Выполняется данная работа надглазурными красками в третьем обжиге при температуре от 700 до 900о C.

Немного остановимся на истории художественного фаянса. Изделия, близкие к фаянсу, были известны уже в Древнем Египте. В Китае с IV-V вв. производились разнообразные виды фаянса, позднее фаянс появился в Корее (XI-XIII вв.), Японии (с XVIв.). В исламских странах с XII века получала распространение белая мелкопористая фарфоровидная масса, называемая кашин. Предполагают, что она была изобретена в Иране в X-XI или XI-XIIвеках. Фрагменты тонкостенных сосудов, выполненных из кашина с гравированным и прорезным ажурным орнаментом или сине-черной росписью на белом фоне под прозрачной глазурью, были найдены в Нисе, Мешеде-Мисриане, Древнем Ургенче и на территории бывшей Азербайджанской ССР в Орен-Кале. Особую популярность приобрели иранские изделия, росписанные цветными эмалями или люстром по опаковой кремовой глазури, а также сефевидские изделия с многоцветной, кобальтовой или люстровой росписью.

В Европе фаянс стали производить с 30-х годов XVI века в Сен – Поршере, Франция. Английские керамисты XVIII века усовершенствовали фаянс, прочно введя его в практику. Начиная с XVIII века, фаянс высокого качества производился в Англии, Франции, Германии и России. Сформировались характерные для фаянса черты: большая мягкость по сравнению с фарфором, обобщенность форм, разнообразные способы декорации, цветовые палитры, виды глазурей.

Российские заводы производили разнообразные изделия из фаянса: белого цвета, опак (так называемый «непрозрачный фарфор») с росписью и печатными рисунками, цвета сливок, серого, лилового, мраморного, украшенного рельефами и другие. В Гжели выпускали полуфанс. Основным же центром производства художественного фаянса в России был завод им. М.И. Калинина, на котором изготавливали посуду и мелкую пластику по моделям таких художников как В.Г. Филянская, М.П. Холодная, И.Г. Фрих – Хара, Е. М, Гуревича и многих других.


Дополнительно по теме: articles.optomvse.ru
Полезный совет?

эксперт, ответивший на вопрос

Катя Пушкарева
Альтруист

Комментарии

Еще нет комментариев.

оставить свой комментарий

* - скрыт от пользователей, только для уведомлений