Исторический очерк о художественном фарфоре.

Исторический очерк о художественном фарфоре.

История появления фарфора уходит корнями в IV-VI вв. Родина фарфора – Китай, где впервые были обнаружены амфоры вытянутой формы с гладкой полированной поверхностью светлых тонов. Также были найдены вазы и кувшины со скульптурными изображениями различных жанровых сцен на крышках. В VII-XIII вв. китайский фарфор начинает свое шествие по странам Азии и Европы. Это были изысканные кувшины с горлышками в виде птиц и зверей, а также вазы, по форме напоминавшие античные амфоры с ручками, выполненными в виде драконов.

С XIVв. Получили распространение изделия, которые были украшены свинцовыми глазурями трех цветов (так называемые «сань-цай») или подглазурной росписью синим кобальтом, которая сочеталась с надглазурной росписью («доу-цай» или «борьба цветов»).

В XVI в. В качестве образцов для росписи стали служить узоры шелковых тканей. Изделиям XVII-XVIII вв. присущи утонченность форм, чистота и белизна черепка, а также узорность и красочность росписи. Фигуры божественных персонажей древних мифов отличают богатство и пластичность форм. В конце XVIII века формы приобретают некоторую вычурность, имитируя изделия из лака, бронзы и камня. XIX век знаменуется упадком фарфоровой промышленности.

Современные же изделиям из китайского фарфора присущи простые формы, монохромность и традиционность цветов глазури (серовато-зеленые, голубовато-серые, красные). Множество изделий выполнено из белого бисквита.

В Корее первые упоминания об изделиях датируются Х веком. Существовало несколько видов изделий из фарфора, каждый из которых носил свое название: гладкие без декора – «сомун», украшенные изображениями растений и животных – «санхен», корейские селадоны - «сангам» и др.

В Японии производство фарфора возникло в XVI-XVII веках под влиянием Китая и Кореи. Самыми известными являются изделия г. Арита – так называемые имари, которые расписывались эмалями по белому фону, оказавшие впоследствии влияние на роспись европейского фарфора XVIII века. В современном японском фарфоре преобладает лаконичная роспись, контрастирующая с формой изделий, и требующая от исполнителя тонкого чувствования композиции.

В Европе в XVI веке изготавливался мягкий фарфор, который был близок по составу к молочному стеклу ( так называли фарфор Медичи во Флоренции, который имел тонкий черепок, покрытый свинцовой глазурью). В 1709 году в Германии был открыт способ производства твердого фарфора, а в 1710 году был основан первый в Европе завод по производству фарфора. В Мейсене. Этот завод выпускал изысканные по росписи и пластическому богатствувазы, посуду, скульптуру в стиле рококо, а позднее – классицизма.

В XVII-XVIIIвв. французские мануфактуры производили предметы роскоши из мягкого фарфора. Изделия были покрыты легкоплавкой свинцовой глазурью и яркой росписью. Твердый фарфор начал производиться здесь лишь в конце XVIII века. Особое место в истории фарфора занимает производство бисквитной скульптуры на Севрской мануфактуре.

В Англии с середины XVIII века посуда и скульптура изготовлялись также из мягкого фарфора, а затем из его разновидности – костяного фарфора, в состав которого входил каолин и пережженная кость. Предметы роскоши покрывались свинцовой глазурью и яркой сочной росписью.

В Италии твердый и мягкий фарфор выпускался в Венеции, Дочче и Неаполе начиная с XVIII века. В основном это была посуда с китайскими мотивами и гротесками, а также пластика и рельефные панно для дворцов.

В России первые упоминания о фарфоре датируются второй половиной XVI века. В XVIII веке над способом производства фарфора работал сам М. Ломоносов. Первый фарфоровый завод был основан в Санкт- Петербурге в 1744 году. Приблизительно в 1747 году Д.И. Виноградов открыл способ производства твердого фарфора из отечественных материалов. В 30-е годы XIX века завод выпускал эклектические изделия, и лишь в начале XX века стали применяться кристаллические и огнеупорные глазури и подглазурные росписи. Под руководством художника Е.Е. Лансере и скульптора Н.Я. Данько были созданы отдельные значительные произведения. Массовая же продукция отличалась стилизацией, слащавостью мещанских мотивов и перегруженностью росписей золотом.


Дополнительно по теме: slovari.yandex.ru
Полезный совет?

эксперт, ответивший на вопрос

Катя Пушкарева
Альтруист

Комментарии

Еще нет комментариев.

оставить свой комментарий

* - скрыт от пользователей, только для уведомлений