Майолика или статуэтки из фарфора

Майолика или статуэтки из фарфора

Майолика (итальянское maiolica, от Majolica – старое название острова Мальорка, через который происходил ввоз в Италию произведений испано-мавританской керамики) – в узком смысле – это итальянские изделия из керамики XV-XVII веков с цветным пористым черепком, не допускающие исправлений сюжетной росписью по сырой непрозрачной оловянной глазури, а также и с нанесенным сверху люстром. Это была продукция мастерских во Флоренции, Кафаджоло, Сиене, Урбино, Кастельдуранте, Деруте, Губбио и других.

Майоликовая живопись Италии (например, портреты, многофигурные композиции на декоративной посуде, плакетках, панно, выполненные Никколо Пеллипарио и другими) и скульптура, работы семьи делла Рообиа и других, носит характер самостоятельный, сближаясь тем самым со станковым монументальным искусством.

В широком смысле майолика – это изделия, выполненные из цветной обожженной глины с крупнопористым черепком, которые покрыты глазурью. Этим изделиям присуще массивность форм, плавная обтекаемость силуэта, яркий блеск полив, контрастные сочетания цветов. Большой популярность пользовалась майолика в странах Древнего Востока: Египте, Вавилонии, Иране; а также в государствах Средней, Центральной и Передней Азии.

Майолика производилась также и в странах Европы: Испании, Германии, Франции и других в XIV – XVIII веках. Начиная с XI века, встречаются упоминания о производстве майолике и в Древней Руси. Своего расцвета достигла архитектурная майолика в Ярославле и Москве в XVII веке. Таким способом выполнялись наличники окон, порталы, фризы, фигуры святых, изразцовые печи. В ХVIII веке майоликовая посуда, изразцы, мелкая пластика, преимущественно с монохромной росписью по белому фону, стала выпускаться на заводе Гребенщикова в Москве. То же самое, но с полихромной росписью производили мастерские Гжели.

В декоративной майолике на рубеже XIX – XX веков работали А. Врубель, В. Васнецов, А.Я. Головин, С.В. Малютин и многие другие русские художники. В 30- годах ХХ века такие советские скульпторы как И.Г. Фрих – Хар, И.С. Ефимов и другие, также использовали в своей работе майолику. С 1950-х годов к майолике обращаются многие российские и зарубежные художники – керамисты (в том числе и Ф. Леже и П. Пикассо).

Для современной майолике характерны такие особенности как экспериментаторство, поиск новых пластических и живописных возможностей массы, эмали, глазурей. Современная художественная практика отличается тем, что майоликой называют также керамику с цветными глазурями на фаянсовом белом или цветном черепке.


Дополнительно по теме: home.optomvse.ru
Полезный совет?

эксперт, ответивший на вопрос

Катя Пушкарева
Альтруист

Похожие статьи

Комментарии

Еще нет комментариев.

оставить свой комментарий

* - скрыт от пользователей, только для уведомлений