Виды обработки и украшения фарфора

Виды обработки и украшения фарфора

Обжиг фарфора

Керамические изделия подвергают, как правило, двукратному обжигу - утельному (до глазурования) и политому (после глазурования). Применяют также однократный скоростной и бескапсельный обжиг. Фарфоровые изделия, декорированные надглазурными украшениями, подвергают третьему обжигу - муфельному.

Утельный обжиг в зависимости от состава черепка и назначения фарфоровых изделий проводят при температуре 900-1000шС, а политой - 1350-1400шС. При утельном обжиге удаляет механически и химически связанная влага, черепок приобретает необходимую прочность при достаточной для впитывания глазури пористости. Реакции взаимодействия исходных компонентов массы протекают в твердой фазе.

Для обжига применяют печи непрерывного действия - туннельные, конвейерные с шагающим подом и роликовые щелевые, а также периодического действия - горны. В печах непрерывного действия поддерживается более строгий температурный режим, сокращается время обжига и обеспечиваются нормальные условия работы при загрузке и выгрузке. В качестве топлива используют нефть, газ и электричество (в электропечах).

Почему на фарфоровом изделии остаются неровные (шероховатые) пятна?

Природа процесса обжига делает появление неровных пятен на фарфоре неизбежным. Из-за высоких температур обжига глазурь становится невероятно вязкой и прилипает к временной подставке, служащей для изделия опорой во время обжига, в результате чего на изделии в местах соприкосновения с подставкой остаются неровные пятна. Избежать появление этих пятен невозможно, но их можно уменьшить, для чего перед обжигом с мест соприкосновения удаляют как можно большее количество мокрой глазури.

На заводах, производящих высококачественный фарфор, к числу которых относится Kaizer Porzellan, чашки, например, при обжиге помещают на подставку в перевернутом состоянии, в результате чего сама чашка покрыта ровным слоем глазури и лишь верхний край ободка чашки, которым она опирается на подставку во время обжига, слегка шероховатый. Эта незначительная неровность на небольшой части ободка является весьма незначительным изъяном, который едва ли заметен непрофессиональному глазу.

Подглазурные изделия

Подглазурная техника позволяет защитить декорированное (расписанное) изделие от обычного механического и химического воздействия. Сначала на однородно обожженное тело фарфора с экрана переносится рисунок. Затем для достижения желаемого цветового эффекта в глазурь добавляют соответствующие окиси металлов и жидкости. После нанесения глазури тело обжигается в течение 60-120 минут при температуре 1200-1300 градусов по Цельсию. Во время этого обжига декор как бы впечатывается в глазурь, проникает в нее, поэтому изделия получили название подглазурных.

Надглазурные изделия

Надглазурная техника отличается от подглазурной тем, что сначала однородно обожженное тело изделия покрывается подкрашенной глазурью, а затем уже на глазурь наносится декор (рисунок), после чего изделие обжигается. Температура обжига надглазурных изделий детерминирована температурой плавления цветов глазури, которая составляет 750-900 градусов по Цельсию и при которой цвета остаются качественными. Поскольку рисунок наносится на глазурь, такие изделия называются надглазурными.

Сколько держится декор на фарфоре?

Подглазурная техника защищает изделие от любого внешнего механического и химического воздействия на него, поскольку рисунок впечатывается под прочный и надежный (долговременный) слой глазури. Из-за того, что рисунок на надглазурных изделиях наносится на глазури. Из-за того, что рисунок на надглазурных изделиях наносится на глазурь, они более подвержены внешнему воздействию и повреждениям.

«Украшательство» фарфора

Термин «staffage» (от немецкого слова «staffieren», означающего одевать, наряжать, украшать) обозначает искусство украшения фарфора путем ручной росписи и металлической отделки (золотой, серебряной или платиновой). Обычно такие «украшательства» используют, чтобы подчеркнуть ободки и ручки предметов, входящих в столовые и чайные сервизы, а также отдельные элементы ровных или рельефных рисунков, благодаря чему форма и другие дизайнерские элементы выглядят еще краше.

Что делает фарфор идеальным для сервировки стола?

Идеальная столовая посуда должна быть крепкой и гладкой, иметь водонепроницаемое покрытие и устойчивость к механическому и химическому воздействию. Фарфор отвечает всем указанным требованиям. Фарфор невозможно расколоть, разрезать, поцарапать. Он не восприимчив к кислотам и щелочам, содержащимся в бытовой химии. Было даже доказано, что фарфор обладает бактерицидными свойствами. Он не имеет ни вкуса, ни запаха и не впитывает вкус или запах пищи. Все это делает хороший фарфор не только красивым, но и необычайно практичным.

Источники:

  • http://www.kefa.ru/article/kefa/profar/
  • http://www.nashdom.spb.ru/china.html
Полезный совет?

эксперт, ответивший на вопрос

Крылов Григорий
Просвещенный

Комментарии

Еще нет комментариев.

оставить свой комментарий

* - скрыт от пользователей, только для уведомлений