История развития художественной промышленности

История развития художественной промышленности

Художественная промышленность занимается изготовлением декоративно-прикладных изделий, которые служат для оформления быта и интерьера, индустриальными методами. Она является частью промышленности, выпускающей предметы широкого потребления, например, ткани, фарфоровую или металлическую посуду. Однако, изделия художественной промышленности имеют отличия от вещей бытового ассортимента. Эти отличия проявляются в выразительности пластических, орнаментально-колористических фактурных решениях, делая вещи произведениями декоративно - прикладного искусства.

Значительная роль в художественной промышленности принадлежит творческой индивидуальности художника, который создает первоначальный проект вещи. Серийное или массовое производство изделий возможно только под строгим контролем, а также при участии автора проекта, инженеров, технологов, рабочих – исполнителей. Основой технологического процесса является машинное производство (например, жаккардовые или печатные машины на фабриках и т.д.).

На многих предприятиях художественной промышленности помимо механизированного исполнения сохраняет и долю ручного труда. Чаще всего к нему прибегают при изготовлении сложных выдувных форм и алмазном гранении на стекольных заводах, при росписи фарфоро – фаянсовых изделий и др. Однако, именно интенсивное применение машин отличает предприятия художественной промышленности от предприятий народных художественных промыслов, на которых преобладает ручной труд.

Обособление художественной промышленности в отдельную отрасль производства связано с формированием феодальных городов, а также благодаря эволюции цехов и корпораций ремесленников. Развитие мануфактурного способа производства в конце XVI – начале XVII веков положило начало новым видам декоративно – прикладных изделий, изменив сами методы их изготовления, отделяя разработку проекта от процесса его воплощения в материале.

В Европейских странах активнее, чем другие отрасли развивались изготовление художественных тканей и производство стеклянных и керамических изделий. Важнейшие центры были расположены в Северной и Средней Италии, Фландрии и Брабанта. В XVIII веке в Европе появляется фарфор (Мейсенский фарфор, Севрский фарфор), а также керамика Дж. Уэджвуда. Интенсивное развитие получает производство художественных изделий и в России. Открываются Императорский фарфоровый завод в Санкт – Петербурге, Петергофская гранильная фабрика, Демидовские камнерезные заводы на Урале и другие.

На востоке, где до XIX – XXвв. Сохранялся средневековый уклад жизни, художественное производство долго держалось на уровне изготовления ремесленных изделий.

Упрочнившиеся капиталистические производственные отношения индустриальные промышленные методы постепенно начали внедряться в самые различные отрасли художественной промышленности. Промышленные переворот, произошедший в конце XVIII – начале XIX вв. и сопровождавшийся значительной демократизацией ассортимента художественных изделий, повлек за собой снижение качества вещей. Изделия фабричной художественной промышленности вытесняли произведения художественного ремесла за счет своей дешевизны.

Во второй половине XIX века некоторые художники и теоретики, рассматривавшие машинное производства с точки зрения враждебности искусству, выдвинули утопическую идею улучшения качества художественных изделий путем возврата к ремесленной культуре средневековья. В конце XIX – начале XX веков на смену нигилистическому отношение к вопросу о машинах и искусстве пришли тенденции к широкому вовлечению художественных сил в промышленность. Это привело к зарождению ранних форм художественного конструирования или дизайна.

По окончании Первой Мировой Войны художественная промышленность испытывала значительное воздействие функционализма. В Советской России в этот период преобладал конструктивизм, в рамках которого делались попытки найти и выразить особый, «пролетарский» стиль художественных изделий.

К середине ХХ века технический прогресс вновь привел к противопоставлению дизайна декоративному искусству. Отрицались национально – орнаментальные культуры, пропагандировались и внедрялись в художественную промышленность упрощенные рационализированные формы. Однако, с конца 60-х годов наблюдается восстановление идейной содержательности, пластического разнообразия и декоративного звучания изделий художественной промышленности. Отмечается усиление тенденции к имитации приемов старинного ремесла при помощи средств современного машинного производства.


Дополнительно по теме: articles.optomvse.ru
Полезный совет?

эксперт, ответивший на вопрос

Катя Пушкарева
Альтруист

Похожие статьи

Комментарии

Еще нет комментариев.

оставить свой комментарий

* - скрыт от пользователей, только для уведомлений