Обучение и развитие детей с ЗПР

Как нужно заниматься дополнительно с ребенком с легкой задержкой умственного развития.
Малышу 5 лет.
Ульчик
Обучение и развитие детей с ЗПР
Практически у 90% учащихся, обучающихся в школе для детей с ЗПР, имеется органический дефект ЦНС различной степени выраженности и этиологии. Группы детей с ЗПР по своим психическим проявлениям неодинаковы. Степень и характер их дефекта зависят от причин, которые обусловили задержку, от наличия или отсутствия органического поражения ЦНС, от сочетания первичного дефекта и вызванных им более поздних отклонений в развитии.

Более подробную информацию о том, кто такие дети с ЗПР, можно найти на сайте http://fio.ifmo.ru/archive/05022001/c2u3/detis.htm

Причина трудностей обучения и неуспеваемости школьников младших классов часто связана с временной задержкой психического развития детей. Не у всех людей психическое развитие проходит равномерно, поэтому бывают как скачки, так и спады. При грамотной работе с такими детьми можно достичь хороших результатов. Терпение и труд все перетрут!
Дети с ЗПР многое могут, только им надо уделять больше времени и внимания!

Дети, имеющие задержку психического, речевого, моторного развития, способны усваивать школьную программу только при индивидуальном подходе, своевременной и правильной помощи учителя и родителей.

Детям с ЗПР следует давать задания, небольшие по объему, и не переходить к изучению нового материала, пока ребенок не усвоит старые правила, надо повторно возвращаться к пройденному, поощрять за малейший успех, вселять уверенность в свои силы.
Отдайте ребенка в различные секции: танцевальные, спортивные, художественные, музыкальные… Это пойдет ему только на пользу!

Максимум терпения + внимания + настойчивости = ребенок с нормальным психическим развитием.

Из-за высокой утомляемости и неустойчивой работоспособности такие дети хуже отвечают в конце уроков, чем в начале, хуже - на последнем уроке, чем на первом, не успевают за темпом работы в классе. Постепенно увеличивается объем неусвоенного учебного материала, растет педагогическая запущенность, что делает их хронически неуспевающими учениками.

На первый план выступают энцефалопатические проявления. Чаще всего это церебрастенический синдром (церебро - мозг, астения - слабость), обусловленный органическим поражением головного мозга, проявляющийся в виде повышенной психической истощаемости, неустойчивости внимания и работоспособности, эмоциональной ранимости, двигательной расторможенности, головных болей, непереносимости духоты, шума.

Наличие у ребенка грамматических ошибок, неусвоенные правила, словарные слова требуют дополнительного объяснения, тренировок, повторения (однако помните о необходимости дозирования работы). Если же в письме стойко встречаются замены букв (б - п, д - т, г - /сит. д.), пропуски гласных звуков, неправильные окончания, искажения слов или целых фраз и т. д., это может быть проявлением недоразвития речи - нарушения фонетико-фонематического восприятия, звуко-буквенного анализа. В подобных случаях поможет ребенку логопед.

Простое же повторение правил, переписывание упражнений совершенно бесполезны.

Если малыш очень медлителен, неловок (а это бывает при задержке моторного развития), ни в коем случае нельзя торопить его и тем более снижать оценку или критиковать за то, что он не успел выполнить все задание или не очень качественно его выполнил. Просто предоставьте ребенку возможность работать в свойственном ему темпе. Лучше дать ему задание в меньшем объеме и по достоинству оценить то, что он успел сделать, а после урока или дома (в зависимости от ситуации) доработать остальное. В противном случае чем больше ребенок будет торопиться, тем хуже выполнит задание.

Не скупитесь на похвалу даже за самый незначительный успех: "Молодец! Вот видишь, сегодня ты сделал меньше ошибок! Еще постараешься - и совсем будет хорошо!" Увидите, что у ребенка сразу прибавится сил, появится желание выполнить задание лучше. Самое плохое - "забивать" неуспевающего ученика восклицаниями типа "Плохо!", "Опять плохо!", "Не стара-ешься!" и т. д. Тогда малыш совсем теряет веру в свои силы: "Старайся не старайся - все равно двойка!" А вы похвалите его даже тогда, когда он сделал чуть меньше ошибок, и посмотрите, как он будет стараться! И запомните простое правило: "Хвалить - при всех, ругать - только наедине".

Необходимо учитывать, что дети, имеющие временную задержку в развитии, отличаются от умственно отсталых именно тем, что они хорошо воспринимают предлагаемую помощь, сознательно переносят понятое ими решение на задачи аналогичного характера, правильно оперируют теми понятиями, которые они имеют.

В настоящее время одной из мер коррекции временных задержек психического, речевого, моторного развития может стать обучение ребенка в классах "коррекционно-развивающего обучения", которые получили в настоящее время широкое распространение в массовых школах. В этих классах при общем щадящем режиме обучения и жизни создаются наиболее благоприятные условия для организации медико-педагогической коррекции. Однако решить вопрос о переводе ученика в такой класс самостоятельно учитель не может.

Для того чтобы определить, где ребенок может учиться и какой режим ему посилен, необходимо направить его на медико-педагогическую комиссию. Желательно, чтобы учитель подготовил педагогическую характеристику ученика, и очень важно, чтобы она была составлена объективно и грамотно. В ней должны быть отражены следующие вопросы: сколько времени ученик обучается в данном коллективе; социально-бытовые условия, в которых живет и воспитывается малыш; в каком возрасте поступил в школу и в какой степени был к ней подготовлен; как успевает ребенок и в чем заключаются трудности усвоения им программы, характер ошибок (отдельно по математике, письму, чтению и другим предметам); особенности поведения на уроках: дисциплина, работоспособность, степень внимания.

Очень важно, чтобы учитель и родители знали, что трудности на начальном этапе обучения ребенка почти никогда не являются результатом нерадивости или лени, а имеют объективные причины, которые могут быть успешно преодолены.

Диагноз "ЗПР" - это не приговор, а сигнал к действию.
Больше времени уделяйте ребенку, играйте с ним в развивающие игры, учите стихи, пойте песни, рисуйте, вышивайте, занимайтесь спортом, решайте веселые задачки, и результат не заставит себя ждать!


Дополнительно по теме: ch-lib.ozersk.ru
Полезный совет?

эксперт, ответивший на вопрос

Nochka
Альтруист

Внимание!
Напоминаем вам, что статья носит рекомендательный характер.
Для установления правильного диагноза нужна очная консультация специалиста!
Похожие статьи

Комментарии

  • учайкина ирина николаевна

    учайкина ирина николаевна

    21.11.2010 09:44 #

    очень замечательный совет для будуших учителей.ведь сейчас много такких детей стаким диагнозом временным.

    Ответить

оставить свой комментарий

* - скрыт от пользователей, только для уведомлений