История отечественных эскалаторов

История отечественных эскалаторов

Попадая на станцию метро и проходя через контрольный пункт, вы становитесь на ступеньки эскалатора и спустя две – три минуты оказываетесь на платформе.

«Лестница – чудесница бежит сама собой». Эти шутливые строки из детского стихотворения очень точно характеризуют эту интересную машину под названием эскалатор. Он представляет собой замкнутую ленту из ступеней, которые шарнирно соединены с двумя тяговыми цепями, которые расположены под углом тридцать градусов, приводимую в движение от электродвигателя через систему передач. Ступени перемещаются на бегунках (роликах) по специальным металлическим направляющим, расположенных особым образом, что позволяет рабочей ветви лестничного полотна – на ней находятся пассажиры – принимать в наклонной части форму лестницы, а при переходе к гребенкам – превращает в площадку. Наличие гребенок позволяет пассажирам безопасно сходить с движущегося полотна лестницы на неподвижную площадку.

Эта машина – труженица способна ежедневно поднимать на поверхность и спускать на платформы станций метрополитена огромные массы пассажиров.

Эскалаторы органично вписываются в архитектуру станций, они являются важным звеном в осуществлении всего процесса перевозки. Остановка одного из них в часы «пик» на особенно загруженных станциях, в том числе на привокзальных и пересадочных узлах, способна нарушить график движения поездов, ритм работы метрополитена. Данное обстоятельство требует от персонала, который обслуживает эскалаторы, повышенной ответственности за их бесперебойную работу, а также оперативности в устранении возникающих неисправностей.

На сегодняшний день без этого механизма нельзя представить себе ни один метрополитен не только нашей страны, но и бывших стран – участниц Советского Союза. Они успешно трудятся в Москве, Санкт – Петербурге, Киеве, Тбилиси, Ереване, Ташкенте, Харькове, Баку, Минске, завоевав прочное место в транспортном конвейере.

В первый раз жители столицы познакомились с эскалаторами больше полувека назад, когда распахнула свои двери вестибюлей первая очередь московского метрополитена. Всего этих машин было пятнадцать. Пятнадцать до того момента неизвестных прежде в Советском Союзе машин, которые были смонтированы на подземной магистрали.

Шесть эскалаторов типа Э-1 с высотой подъема до десяти метров были изготовлены на московском заводе «Подъемник» и установлены на станции «Охотный ряд». Еще девять эскалаторов типа Н-30, которые были выпущены ленинградским заводом «Красный металлист», получили постоянное место жительства на таких станциях как «Дзержинская», «Кировская» и «Лермонтовская» (бывшая «Красные ворота»). Основой для проектирования советских эскалаторов послужил проект - эскиз инженера С. П. Казьмина.

Невозможно переоценить вклад проектировщиков, изготовителей, монтажников первых в нашей стране эскалаторов – Г. М. Бовина, М. В. Пилевского, Б. И. Прозорова и многих других, которые, не имея никакого практического опыта, за сравнительно короткий период времени создали работоспособные машины, которые успешно эксплуатируются до настоящего времени.

Эскалаторы вызывали большой интерес не только жителей Москвы, но и гостей столицы, хотя поначалу пассажиры с заметным трепетом приближались к «волшебной лестнице». В отличие от лифтов, эскалаторы позволяют обеспечивать высокую производительность и большое удобство.

Эскалаторы московского завода «Подъемник», к сожалению, дальнейшего применения не получили, в основном из-за неудачной конструкции ступеней и направляющих.


Дополнительно по теме: articles.optomvse.ru
Полезный совет?

эксперт, ответивший на вопрос

Катя Пушкарева
Альтруист

Похожие статьи

Комментарии

Еще нет комментариев.

оставить свой комментарий

* - скрыт от пользователей, только для уведомлений