О вязкости масла.

Здравствуйте.
Извините, если не по теме, просто на Вашем сайте нашел довольно детальное и понятное описание характеристик моторных масел. Большинство позиций сходится, но так и не смог найти ответ на вопрос.
КАК ВЛИЯЕТ ТЕМПЕРАТУРА ОКРУЖАЮЩЕГО ВОЗДУХА на вязкость масла (верхний показатель при 100 градусах)? Ведь двигатель при работе прогревается строго до определенной темературы примерно 90-100гр. (если исправна конечно система охлаждения). И нет разницы зима это или лето. А на сайтах полная неразбериха. Так мой производитель Toyota рекомендует вязкость 5W-30 Сайты же производителей масла (Castrol, Agip)рекомендуют вязкость 5W-40. Встречаются мнения членов дискусий что летом надо вязкость 40 зимой 30. Может у Вас есть информация по осмысленному подходу? И если есть возможность поясните особенности классификации ACEA A1/B1
Александр Гончаров
О вязкости масла.

Главная задача автомасла – не допустить сухого трения движущихся внутренних деталей двигателя, а также обеспечить минимальную силу трения при максимальной герметичности рабочих цилиндров. Очевидно, что сделать субстанцию, которая обладала бы необходимыми для этого свойствами, и при этом имела бы стабильные характеристики в широком диапазоне температур невозможно, а диапазон рабочих температур масла в двигателе достаточно широк.

Стоит заметить, что та температура, которую большинство автолюбителей наблюдают на приборной доске, и которую принято называть температурой двигателя – на самом деле является температурой охлаждающей жидкости, которая действительно стабильна в прогретом двигателе и должна составлять около 90 градусов. Температура масла при этом существенно различается и может доходить до 140-150 градусов в зависимости от скорости и интенсивности движения.

В соответствии с этим, для каждого отдельно взятого двигателя производитель определяет компромиссные оптимальные параметры автомасла. Именно эти параметры, как считает производитель мотора, должны обеспечить максимальный коэффициент полезного действия (КПД) при минимальном износе внутренних деталей мотора при заданных «типичных» условиях эксплуатации.

Вязкость считается наиболее важным из параметров автомасла. Вязкость масла – это его способность оставаться на поверхности внутренних деталей мотора и при этом сохранять текучесть.

Американской ассоциацией автомобильных инженеров (SAE) разработана классификация моторного масла по вязкости, которая описывает вязкость того или иного автомасла при разных рабочих температурах. Эта классификация дает диапазон температур, в котором работа двигателя является безопасной, при условии, что производитель мотора допустил моторное масло с такими параметрами к использованию в этом двигателе.

Что означают цифры обозначения вязкости масла на этикетке? После аббревиатуры SAE следуют несколько чисел, разделенных буквой W и тире, например 5W-30 (для всесезонного масла, которое, как правило и используют все автолюбители). Расшифровать эту надпись можно так:

5W – это низкотемпературная вязкость, которая означает, что холодный запуск двигателя возможен при температуре не ниже -35°С (т.е. от цифры перед W нужно отнять 40). Это та минимальная температура данного автомасла, при которой масляный насос двигателя сможет прокачать масло по системе, не допустив при этом сухого трения внутренних деталей. На работу прогретого двигателя этот параметр никак не влияет.

Если отнять от этой же цифры 35 (в данном случае – это -30°С), то получится минимальная температура «проворачиваемости» двигателя. Очевидно, что с понижением температуры масло становится гуще и стартеру все сложнее становится провернуть мотор при холодном запуске. Но это усредненный параметр, реальная картина очень сильно зависит от самого двигателя, а потому очень важно при выборе вязкости не отступать от рекомендаций производителя конкретного автомобиля. Более первая цифра перед W ровным счетом ничего не означает, и на работу прогретого двигателя никак не влияет.

Второе число в обозначении обозначает высокотемпературную вязкость (в данном случае это 30). Это сборный показатель, указывающий на минимальную и максимальную вязкость масла при рабочих температурах 100-150°С. Чем больше это число, тем выше вязкость моторного масла при высоких температурах.

Принято считать, что чем выше вязкость при высоких температурах – тем лучше. В частности, масла с высоким показателем высокотемпературной вязкости рекомендуют для спортивных автомобилей. Если залить в гражданский мотор спортивное масло, есть вероятность потерять мощность и быстро уложить двигатель.

Не следует заливать в двигатель масло, вязкость которого не предусмотрена производителем автомобиля именно для конкретного мотора! Производитель авто учел все возможные режимы езды на конкретном двигателе и рекомендовал именно те параметры вязкости, которые для этого мотора являются оптимальными.

Очень показательным является эксперимент, описанный в журнале «ЗА РУЛЕМ» № 3/2008. В двигатель ВАЗовской восьмерки было залито масло с высокотемпературной вязкостью в 50 единиц и было доказано существенное падение мощности, а также увеличение износа двигателя по сравнению с предусмотренным производителем моторным маслом с верхней вязкостью в 40 единиц. На любой иномарке эксперимент дал бы те же результаты, потому что суть там именно в том, какую максимальную вязкость предусмотрел производитель авто!

При прогретом моторе первая цифра в обозначении масла не влияет ни на мощность, ни на расход. Чем быстрее масло начинает прокачиваться через систему смазывания, тем ниже интенсивность «пускового» износа. Т.е. важно: чем меньше первая цифра, тем меньше мотор изнашивается при холодном пуске. Кстати, это будет заметно и по поведению автомобиля – на таком масле он быстрее начинает принимать нагрузку по мере прогрева.

Есть мнение, что на зиму лучше заливать масло с меньшей вязкостью, пожиже. То есть в индексе SAE и первую, и вторую цифру надо иметь поменьше. С первой все понятно – ведь предельная отрицательная температура эксплуатации определяется именно ею. В стадии прогрева чем больше вязкость масла, тем выше потери на трение. Значит, для достижения одних и тех же оборотов холостого хода топлива придется сжечь больше, чем в теплую погоду.

Трение в целом пропорционально вязкости. Во время эксперимента измерили, что при температуре 20°С вязкость у «тридцатки» составила 666 сСт, «сороковки» – уже 917 сСт, а «пятидесятки» – 1343! То есть в два раза больше, чем самого «жидкого» из взятых масел. А прогрев зимой идет долго, значит, топлива на вязких маслах будет израсходовано заметно больше. Поскольку дискретность классификации вязкости по SAE достаточно грубая, вывод прост – на морозе оптимальным для эффективной работы узлов трения двигателя будет масло с вязкостью, на «десятку» меньшей – например, 30 вместо 40, 40 вместо 50.

К началу статьи: почему же «затупел» мотор на «спортивном» масле? При разборе двигателя проявилась картина, характерная для начала температурного задира поршней во всех цилиндрах. Но ведь на масле 10W-40 все было нормально? Дело в том, что масляные пленки, формируемые поршневыми кольцами, создают серьезное тепловое сопротивление – ведь 60–80% тепла, воспринимаемого поршнем от газов в камере сгорания, отводится через кольца. А теплопроводность масла очень низкая. И чем толще пленки, тем меньше тепла отводится от поршня – его температура растет, а значит, увеличивается и диаметр детали.

Так вот, простой переход с «сороковки» на «пятидесятку» для нашего мотора приводит к увеличению температуры поршня на 8–15 градусов в зависимости от режима его работы. Очевидно, чем более толстые пленки остаются в цилиндре, тем больше масла израсходуется на угар. Поэтому, используя более вязкое масло, не стоит удивляться, если его расход возрастет.

Какое же масло стоит выбрать? Всё просто: только тех групп вязкости, которые рекомендованы производителем. Причем мотора, а не масла! Часто производитель рекомендует два соседних класса. Если режим эксплуатации ближе к городскому, то масло с меньшим классом вязкости. Если же машина чаще гоняет по трассе, то лучше подойдет более вязкое – позволит немного сэкономить на топливе. Но все это применительно к мотору с невысокой степенью износа. Летом старым «железным коням» маловязкие масла противопоказаны.

Мощность мотора зависит от толщины масляного слоя и, кроме того, от вязкости моторного масла. Эти выводы и легли в основу описанного эксперимента.

На банках с маслом нанесено обозначение вязкости по классификации SAE. Наличие двух цифр, разделенных буквой W, говорит о всесезонности масла. Первая указывает на минимальную отрицательную температуру, при которой двигатель можно «провернуть». Так, например, масло 10W-40 должно прокачиваться до -35°С, 15W-40 – до -20°С. Вторая цифра говорит о вязкости масла при 100°С, точнее – о допустимом диапазоне ее изменения: для «тридцатки» – от 9,3 до 12,5 сСт (санти-стокс – единица измерения вязкости), для «сороковки» – от 12,5 до 16,5 сСт, а для «пятидесятки» – от 16,3 до 21,9 сСт. Иными словами, кинематическая вязкость может меняться почти на 30%, оставаясь в пределах допустимого.

Классификация моторных масел ACEA – европейский аналог американской классификации API.

Последняя редакция классификации моторных масел ACEA принята в 2004 году. Собственно, именно с 2004 года моторные масла для дизельных и бензиновых двигателей легковых автомобилей по АСЕА объединены в одну категорию.

Любой производитель автомасла, который использует в своей рекламе и на упаковке стандарты ACEA, должен в обязательном порядке провести необходимые испытания согласно требованиям EELQMS – организации, отвечающей за соответствие качества моторных масел стандартам ACEA. Именно эта организация сертифицирует лаборатории, в которых проводятся указанные испытания, а также регистрирует проведение таких испытаний.

Итак, что означают цифры и буквы в классах АСЕА?

Автомасла поделены на три категории:

- А/В - моторные масла для бензиновых и дизельных двигателей. В эту категорию вошли все разработанные ранее классы А и В (до 2004 года А – автомасла для бензиновых моторов, В – для дизельных). На сегодняшний день существует четыре класса в этой категории: A1/B1-04, A3/B3-04, A3/B4-04, A5/B5-04.

- С – новый класс - автомасла для дизельных и бензиновых двигателей, соответствующих последним ужесточенным требованиям по экологии выхлопных газов Euro-4 (в редакции 2005 года). Эти моторные масла совместимы с катализаторами и сажевыми фильтрами. Собственно, именно нововведения в европейских требованиях к экологии и стали причиной реконструкции классификации ACEA. На сегодняшний день существует три класса в этой новой категории: С1-04, С2-04, С3-04.

- Е – моторные масла для нагруженных дизельных двигателей тяжелого транспорта. Эта категория существовала с самого введения классификации (с 1995 г.). В 2004 году произведены косметические изменения, добавлены 2 новых класса Е6 и Е7, а также исключены два других, устаревших класса.

На сегодняшний день, членами ACEA являются следующие производители автомобилей: Daimler-Crysler - Mercedes-Benz, BMW, VolksWagen-Audi, Porshe, Volvo, Rolls-Royce, Rover, Ford-Europe, GM-Europe, Renault, SAAB-Scania, Fiat, RVI, Iveco, MAN, DAF.

Современные европейские требования к качеству моторных масел составляются именно на основании требований этих компаний. Но абсолютное большинство из них параллельно с участием в разработке новых категорий классификации ACEA разрабатывают еще и свои собственные требования – допуски моторных масел. Почему так происходит? В первую очередь потому, что технологии у всех разные, и поэтому подвести все требования по содержанию и химическому составу присадок, которые содержатся в моторном масле к одному знаменателю не получается. В результате, большинство, к примеру, японских производителей автомобилей, пользуются в качестве рекомендаций по качеству используемых автомасел классификацией ACEA (для европейского рынка) или API (для американского рынка), а авторы этой классификации выпускают дополнительно свои, уточняющие и ужесточенные, по сравнению с базовыми по ACEA, требования.


Дополнительно по теме: avtomaslo.info
Полезный совет?

эксперт, ответивший на вопрос

manopiuss
Толстой

Комментарии

  • Александр Гончаров

    Александр Гончаров

    20.10.2008 20:25 #

    Спасибо за ответ, честно говоря уже и не ожидал его получить. Прочитав получил полезную информацию по реальному выбору масла, особенно по второй цифре вязкости. Но вот касательно АСЕА А1/В1 так ничего и не прояснил. Дело в том, что этот тип масла часто указывается со ссылкой на проверку возможности применения данного масла к конкретному двигателю. Но ведь зачастую двигатель был выпущен ранее разработки данного масла и довольно затруднительно определить возможность его применения. И хотелось бы еще узнать, имеются ли реальные данные о том, что производители масел выпускают разные по составу масла (маркировка одинаковая) в зависимости от мест их использования, т.е. для теплых стран или например с учетом нашего сернистого топлива и т.д.

    Спасибо за ответ

    Ответить

    • manopiuss

      manopiuss

      20.10.2008 21:58 #

      Попробую разобраться с остальными Вас интересующими вопросами!

      Ответить

    • Сергей Маслов

      Сергей Маслов

      31.10.2008 13:26 #

      Добрый день! Я автор сайта, с которого взят ответ на Ваш вопрос, там-же есть и ответы на остальные:) Если коротко, то примерно так:

      1. АСЕА А1/В1 - это не масло, и даже не его тип - это требования к качеству, а также к наличию в нем определенного набора присадок, которые приносят пользу мотору, только если это предусмотрено его конструкцией. Если производитель рекомендует другой стандарт - найдите масло, которое ему соответствует! Не ищите лучшего от хорошего, в моторе должно быть ПРЕДУСМОТРЕННОЕ производителем масло! Все остальное - от лукавого.

      2. Да, химический состав у масел разных производителей разный. Разные как основы, так и присадки. По региональному признаку нужно смотреть стандарты АСЕА - в основном Европа, API - США. Требовательность к качеству топлива учтена именно в этих стандартах (у меня на сайте все это есть - смотрите расшифровку классов и допусков).

      Вообще, рекомендую почитать вот эту статью:
      http://avtomaslo.info/kak-vyibrat-avtomaslo-/2.html - возможно, многие вопросы отпадут:)

      Удачи в выборе:)

      Ответить

оставить свой комментарий

* - скрыт от пользователей, только для уведомлений