Способы нанесения лакокрасочных материалов на поверхность древесины

Способы нанесения лакокрасочных материалов на поверхность древесины

Лакокрасочные материалы на подготовленную поверхность деталей наносят вручную (кистями или тампонами) и механизированно - распылением, наливом, окунанием и на вальцовых станках .

Отделка вручную. При небольших объемах отделочных работ лакокрасочные материалы наносят ручными инструментами (рис. 6).


Рис. 6. Кисти для нанесения и разравнивания отделочных материалов: а - ручник: б - флейц: в - трафаретная: г - филенчатая (отводка); д - лаковая; е- расхлестка; ж - щетка.


Для шпатлевания применяют шпатели, лакирование производят кистями или тампонами, полирование - тампоном. Относительно вязкие лаки и краски наносят круглыми щетинными кистями - ручниками, а жидкие - мягкими плоскими кистями. Для разделочных работ применяют специальные кисти, щетки и различные приспособления (рис. 7). При нанесении лакокрасочных материалов кисть держат под углом 40...45° к отделываемой поверхности.


Рис. 7. Разделочные инструменты:
1 - гребешки: 2 - валики; 3 - кисти наборнне разделочные; 4 - торцовки фактурные

Полирование. Этот процесс трудоемкий, но дает тонкую, ров­ ную и блестящую пленку, которая выявляет цвет и текстуру древесины, делает ее богаче и красивее. Полируют изделия жид­ кими лаками (политурами), которые дают не больше 15 % сухого остатка (шеллачной смолы, растворенной в спирте крепостью не ниже 90°).

Поверхность под полирование подготавливают более качественно, чем под лакирование, так как на полированной поверх­ ности дефекты более заметны. Процесс полирования состоит из грунтования, полирования и облагораживания. Политуру на подготовленную поверхность наносят ватным тампоном, обернутым марлей или льняной тканью (рис. 8).


Рис. 8. Полирование тампоном:

Схема движения тампона в начале (I), в середине (II) и в конце (II) операции (арабскими цифрами показана последовательность перемещения таvпона после завершения полирования в одном направлении

Первое полирование (грунтование) выполняют густой политурой (12... 15 %-ным раствором) до полного закрытия пор древесины. Для уменьшения расхода политуры и быстрого закрытия пор (особенно при полировании изделий из крупнопористых пород) применяют пемзовую пудру. При полировании с пемзой следует менять ткань на подошве тампона, поскольку от пемзы она залипает или расползается. Для лучшего скольжения тампона по поверхности на него наносят несколько капель трансформаторного масла. При полировании больших площадей масло можно наносить непосредственно на отделываемую поверхность, но только после закрытия пор политурой, так как масло, попадая в поры, образует пятна, а лишнее масло после полирования выступает на отделочной пленке в виде матового налета, который очень трудно удалить.

Второе полирование начинают более жидкой политурой (8... 10 %-ной). Насыщенность тампона должна быть меньшей, так как полировать следует до полного высыхания. При втором полировании масла требуется значительно меньше (1 раз на одну зарядку тампона), так как полусухой тампон меньше залипает, чем влажный. После второго полирования поверхность становится ровной, но недостаточно блестящей.

Третье полирование начинают после выдержки на протяжении 2...3 сут. За это время на поверхности выступает масло, в удалении которого и заключается третье полирование. Для третьего полирования используют новый тампон, 5...8 %-ную политуру. Тампон пропитывают маленькими дозами, чтобы он был чуть влажным. Лишняя насыщенность его может привести к ожогу пленки, поэтому перед началом операции проверяют влажность тампона и лишнюю политуру выжимают марлей, ватой или прижимая тампон к чистой сухой доске.

Полируют поверхность до полного удаления с нее масла. Последнее полирование желательно выполнять чистым спиртом. Если через несколько дней на поверхности появится налет масла, ее опять полируют чистым спиртом и протирают ватой. Хорошо растворяются спиртом и удаляются с поверхности парафиновое и трансформаторное масла. Льняное масло удаляется труднее.

Ручное полирование — процесс очень трудоемкий и малопроизводительный, поэтому для полирования применяют специальные переносные аппараты и стационарные станки ПП-3, ППА-3 и др. (рис. 9).


Рис.9. Ручные полировальные машинки с электрический приводом:
1 — тампон ; 2 — электродвигатель ; 3 — ручка

Распыление. Этим способом можно наносить все виды лако­красочных материалов на любые поверхности (горизонтальные, вертикальные, криволинейные и профильные), причем производительность труда повышается в 5...6 раз по сравнению с ручным способом. Распыление лакокрасочных материалов выполняют различными методами : электростатическим , механическим и электромеханическим , а также сжатым воздухом , перегретым паром .

Наиболее распространен способ нанесения лакокрасочных материалов сжатым воздухом (пневматическое распыление),ко­ торый подается в пистолет-распылитель под давлением 0,3... 0,5 МПа. Отделочный материал из распылителя подается под давлением 0,2... 0,15 МПа. Встречая на своем пути сильный воздушный поток, отделочный материал распыляется форсункой пистолета (рис. 10) и ложится на отделываемую поверхность в виде мелких капель, которые, расплываясь, образуют сплошное ровное покрытие.


Рис. 10. Схемы форсунок внешнего и внутреннего смешивания:
а — кольцевая форсунка внешнего смешивания: б — то же с дополнительными отверстиями дли распыленны струи: в, г - щели форсунки внутреннего смешивания; 1 — сопло; 2 — камера смешивания: 3— щель

Основная часть распылителя - форсунка с двумя соплами. Из одного выходит отделочный материал, из другого сжатый воздух. Наиболее распространены форсунки, у которых сопло для лакокрасочных материалов охватывается кольцевым соплом для сжатого воздуха. Отделочный материал из сопла выходит медленно, а сжатый воздух — с большой скоростью, и за счет динамического удара и сил трения струя жидкости, попадающая в сопло, распыляется. Марки распылителей: КР-10, КР-30, 0-19 (рис. 11) с соплом круглого поперечного сечения и диаметром 1,2... 2,5 мм .


Рис 11. Пневматический пистолет-распылитель 0-19:
1 - камера для материала; 2 - верхний штуцер для лака; 3 - рычажок: 4 - клапан; 5 — пружина; 6 — закрывающая иголка; 7 - гайка для регулировки возжушного клапана, 8- воздушная камера, 9 и 14- каналы для воздуха: 10 - трубка.; 11-штуцер для воздуха, 12-собачка, 13-втулка, 15 - кольцевое сопло для воздуха: 16 - кольцевая камера: 17 - боковой воздушный канал для сплющивания струи; 18 - съемочная головка; 19 - сопло для материала.

На предприятиях применяют распылители с щелевым соплом 0-45, ЗИЛ, С-152,. ширина щели у которых регулируется в пределах 1,5... 3,5 мм . Для этих распылителей необходимо давление воздуха 0,5.. .0,6 МПа.

Конструкция распылителей для нанесения двухкомпонентних лаков предусматривает смешивание двух жидких компонентов непосредственно в факеле распыления. Такие распылители могут иметь одну или две форсунки.

Отделочный материал к распылителям можно подавать как из красконагнетательного бачка через шланг, так и из стакана, ввинчиваемого сверху в корпус. Первый способ более прогрессивен и применяется шире. Отделочные материалы могут подаваться из бака через шланг под давлением или самоналивом. В последнем случае бак должен находиться выше максимального уровня, на который поднимают пистолет-распылитель во время работы.

Распыленные отделочные материалы могут быть холодными или подогретыми до температуры 70... 75 °С. Подогретые лучше ложатся на поверхность и имеют больший сухой остаток. Распыление ведут в специальных кабинах, оборудованных вращающимся стволом, прнточно-вытяжной вентиляцией и водяными завесами (вода собирает лаковую пыль, которая не попала на изделие).

На современных предприятиях применяют автоматические распылители КРВ-2, КА-1. Принцип работы их аналогичен принципу работы с ручными распылителями. На рис. 12 приведена схема заводской установки для распыления лаков и красок.


Рис. 12. Схема стационарной заводской установки для распыления лаков и красок:
1- электродвигатель; 2 - компрессор; 3 - ресивер; 4 - воздуховод для сжатого воздуха; 5- трубопровод для лака; 6 - воздуховод для отсоса воздуха из кабины; 7 - распылительная кабина; 8 - распылитель; 9 - шланг для сжатого доздуха; 10 - шланг для лака ; 11 - масловодоотделитель

Безвоздушное распыление применяется значительно реже, несмотря на то, что оно дает возможность наносить отделочные материалы повышенной вязкости. Сущность этого метода в том, что под высоким давлением развивается большая скорость струи отделочного материала из сопла распылителя, превышающая критическую скорость при данной вязкости, что способствует распылению жидкости. При безвоздушном распылении можно применять холодные или подогретые отделочные материалы. Для холодных требуется давление 24 МПа, а для горяих (70... 100 °С) — 4,5.. .7 МПа. Для нанесения холодных материалов применяют установку УБР, а для горячих — УБР-1М.

Нанесение отделочных материалов в электростатическом поле. При нанесении лакокрасочных материалов распылением большое количество их теряется, так как мелкие частицы в виде тумана не попадают на изделие. Потери можно сократить до минимума, если применить распыление лакокрасочных материалов в электростатическом поле. Изделия помещают в незаземленный конвейер, движущийся около распылительного устройства. Частицы отделочного материала, заряженные отрицательно, под действием электростатических сил притягиваются к положительно заряженному изделию, и получается ровное тонкое покрытие.

Установка для электростатического распыления состоит из высоковольтного выпрямительного устройства В-140-5-2, электростатических распылителей (рис. 13), устройства для дозирования и подачи отделочного материала, конвейера, распылительной кабины и сушильной камеры.


Рис. 13. Конструкции распылителей:
а - чашечный; б- грибковый; в- дисковый; г- щелевой;
1-изделие, 2- распылитель, 3 и 5 - трубки соответственно для подачи лакокрасочного материала и для слива его излишков, 4 - экран, 6 - шарнир для поворота распылителя, 7- щели, 8- канал.

Лучшие отделочные материалы для электростатического нанесения - лак МЧ-52 и НЭ-251Б, так как растворители этих лаков не образуют взрывоопасных паровоздушных смесей. Режим отделки определяют экспериментально для каждого отдельного случая в зависимости от вида отделочного материала, производительности конвейера, конструкции и размера деталей и др.

Метод налива.
Наиболее распространенный способ благодаря высокой производительности и экономичности. Наливом отделочные материалы можно наносить на плоскости и кромки любых деталей на лаконаливных машинах различных конструкций с одной, двумя и тремя разливными головками.

Разливные головки имеют разные конструкции (рис. 14).


Рис. 14 Типы разливных головок и схемы образования лаковых завес:
а- ленточная; б - щелевая; в - сливная плотина; г - сливная плотина 8 с экраном 2;
1- деталь; 3- коллектор; 4- покрытие; 5 - конвейер; 6-лоток; 7 - коробка с щелью; 9 - перегородка; 10 - фильтр.

В разливной головке типа сливной плотины с экраном лак насосом подается из сосуда в коллектор, откуда сквозь отверстия проходит в желобок головки, разделенный съемной перегородкой 9, в нижней части которой установлен капроновый фильтр. Лак из левого отсека головки сливается в правый через фильтр, и воздушные пузыри, а также различные примеси не попадают в правый питающий отсек головки. Отсюда лак сливается через плотину на съемный кран, растекается и равномерно распределяется по его ширине. На головке имеются специальные направляющие проволоки, которые обеспечивают растягивание лаковой завесы по ширине.

На лаконаливных машинах ЛМ-3 (рис. 15) и ЛМ140-1 установлены такие разливные головки. Для нанесения лакокрасочных материалов на кромки щитов применяют лаконаливную машину ЛМК- I , которая работает аналогично ЛМ-3.


Рис. 15. Лаконаливная машина ЛМ-3:
1- конвейер; 2 - фильтр; 3 - насосная установка: 4 - трубопровод; 5 - разливная головка; 6, 7 - механизмы соответственно установки головок в горизонтальное положение и поднятия головок; 8 - сливной лоток; 9— бачок для лака


Окунание.
Способ окунания применяют для отделки небольших брусковых деталей. Он экономичен и легко механизируется. Отделываемая деталь должна быть простой обтекаемой формы, без уступов и гнезд, в которых могли бы задерживаться лакокрасочные материалы (рис. 16)


Рис. 16. Схема усановки для нанесения отделочных материалов окунанием;
а - общий вид; б- устройство для подвески деталей; 1- ванны; .2-деталь; 3 - корпус; 4 и 7 - воздуховоды; 5 - блок; 6 - цепь; 8 - крючок; 9 - игла; 10 -рама;11 - тяга

Качество покрытий зависит от скорости, с которой окунают и вынимают детали из ванны, вязкости и температуры лакокрасочного материала, температуры деталей и т. п. При очень быстром окунании на отделываемой поверхности образуются пузыри. Чем гуще лакокрасочные материалы, тем медленнее опускают деталь. Если быстро вынимать их из ванны (особенно при использовании густых отделочных материалов), образуются потеки, пленка ложится неравномерно (внизу всегда толще). Наиболее равномерным получается покрытие, если детали окунать со скоростью 0,2 и вынимать со скоростью 0,1 м/мин при вязкости лакокрасочных материалов 300...400 с (по ВЗ-4).

При нанесении пигментированных красок ванна должна иметь механическую мешалку, чтобы пигмент не оседал на дно. Для механизации этого способа применяют пульсирующие конвейеры, которые опускаются в ванну вместе с деталью. После выдержки над ванной или лотком конвейер перемещает детали и передает их в сушильную камеру для промежуточной или полной сушки. Высушенные покрытия облагораживают.

Экструзия.
Метод экструзии применяют для отделки неслож­ ных прямолинейных деталей и изделий одинакового сечения. Он основан на протягивании деталей через закрытую камеру с ла­ кокрасочным материалом (рис. 17).


Рис. 17. Схема установки для нанесения лакокрасочных материалов методом экструзии:
1 — подающие вальцы; 2 - деталь: 3 — ванна; 4 — фильера


При отделке эструзией детали подают торец в торец. При этом снижается расход лакокрасочных материалов, уменьшаются потери растворителей и выделение токсичных летучих веществ в атмосферу цеха.

Полезный совет?

эксперт, ответивший на вопрос

serg
Альтруист

Похожие статьи

Комментарии

  • Дмитрий Герасимов

    Дмитрий Герасимов

    08.05.2007 16:39 #

    Стоило ли копировать с чужих сайтов явно устаревшие материалы, которые в свою очередь, были сосканированы с книги которой почти полвека, когда рядом, за углом действует множество фирм-поставщиков современных лакокрасочных материалов, готовых подготовить аналогичный материал, но на современном уровне. Скажите, сможет кто-нибудь заниматься столярным полированием, когда есть высокоглянцевые материалы, его не требующие ...
    не позорьтесь, найдите материал, который действительно может принести пользу! :o

    Ответить

оставить свой комментарий

* - скрыт от пользователей, только для уведомлений