Доброго времени суток, Макс!
Многие считают, что, раз эпоха Средневековья закончилась задолго до нас, то она для нас ничего не значит. Такое мнение ошибочно. Особенно это касается системы университетов. Конечно, все-таки университеты сейчас и университеты в Средние века – не идентичные явления, но все же такие понятия, как лекции, экзамены, ученые звания и должности пришли к нам именно из тех времен.
Структура средневекового университета
Немного расскажу о структуре средневекового университета. В нем было три факультета: юридический, медицинский и теологический (богословский). Сам процесс обучения состоял из лекций и диспутов. На лекциях средневековые студенты, как и мы, современные, слушали и записывали слова преподавателя, который объяснял им идеи книг, давал определения различных понятий и явлений и др. Но чаще всего лекция проходила так: профессор читал книгу, которую студентам приходилось воспринимать на слух.
Но все же большее значение придавалось диспутам. Руководство было уверено, что те знания, которые студенты получили на лекциях, можно защитить и отстаивать только в такой форме. И они правы, ведь на лекциях можно и присутствовать, но понятие и осознание материала вовсе не является обязательным показателем при лекционной форме обучения. Конечно, и лекции тоже являются необходимыми в университетской жизни – на них дается необходимый базис знаний, без которого на диспуте никак не обойтись. Но все же публичные выступления и отстаивания своей точки зрения – на ступеньку выше, поэтому и все экзамены проходили в такой форме, а не письменной. И только после публичной защиты студент мог стать бакалавром или магистром разных степеней.
Бывали случаи, что диспуты из речевых переходили в "физические споры", то есть не спасал даже барьер – настолько человеку было важно отстоять и защитить свое мнение. Поэтому я считаю, что из университета не мог выйти необразованный человек. Если он доучился до самого конца, прошел все экзамены-диспуты, добился степени – он как бы автоматически являлся интеллектуалом в средневековой среде. Среди известных людей, закончивших университет, можно назвать Пьера Абеляра, Фому Аквинского и др.
Как долго учились средневековые студенты в университете?
Также хотелось бы рассказать о сроке обучения, опять же хорошо это сделать в сравнении с современным образовательным процессом.
В наше время обучение занимает четыре года (степень бакалавра), желающие могут поступить на магистратуру (еще два года) и особо желающие после магистратуры могут пойти в аспирантуру (плюс три года). Путем несложных вычислений можно выявить, что самое продолжительное, сколько у нас можно учиться, это девять лет. Но далеко не все продолжают свою учебу после получения степени бакалавра, это скорее исключение, чем правило.
А теперь рассмотрим ситуацию в средневековом университете. Образовательный процесс в то время чаще затягивался на 15 - 16 лет, и это было нормой. Изначально студент поступал на так называемый подготовительный факультет, где он изучал "семь свободных искусств": грамматику, риторику, диалектику, музыку, арифметику, геометрию, астрономию. Обучение на данной ступени составляло 5 -7 лет, но срок мог варьироваться.
Чтобы поступить на один из трех основных факультетов, студенту необходимо было сдавать философию. Обучение на юридическом или медицинском факультетах занимало около 6 лет, на богословском – около 8. В итоге легко заметить, что срок обучения в Средние века был почти в два раза больше, чем в наше время. А это, в свою очередь, еще раз доказывает, что средневековый университет не выпускал из своих стен необразованных людей.
С уважением, Юлия.
Еще нет комментариев.