Школьное образование для детей с нарушениями речи.

Здравствуйте, скажите пожалуйста, по какой программе должен заниматься ребенок в речевой школе 5 вида? Есть ли индивидуальное или надомное обучение для детей с диагнозом алалия? Спасибо.
Натальина Галина Николаевна
Школьное образование для детей с нарушениями речи.

В специальную (коррекционную) школу V вида принимаются дети, имеющие тяжелые нарушения речи различного патогенеза (общее недоразвитие речи, тяжелое фонетико-фонематическое недоразвитие, нарушения лексико-грамматического строя речи, письма и чтения), степень выраженности которых препятствует обучению в обычной общеобразовательной школе. При этом у ребенка должны быть сохранными физический слух и интеллект.



Образование учащихся с тяжелыми нарушениями речи предполагает овладение как общеобразовательной программой (в соответствии с государственными стандартами общеобразовательной школы, но с учетом специфики обучения детей с тяжелыми нарушениями речи), так и программой, реализуемой на коррекционных занятиях. Предполагается тесная связь в содержании программ по общеобразовательным предметам и по коррекции нарушений речи. На протяжении всего процесса обучения при овладении каждым учебным предметом (русский язык и литература, математика, природоведение и др.), наряду с решением общеобразовательных

задач, проводится целенаправленная и систематическая работа по коррекции нарушений фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя речи, формированию диалогической и монологической речи.



Вместе с тем, выделяется самостоятельный учебный предмет — «Развитие речи», который решает задачи целенаправленного поэтапного формирования речевой деятельности во всех ее аспектах. Этот предмет предполагает формирование языковых обобщений, правильное использование языковых средств в процессе общения,учебной деятельности, закрепление речевых навыков в спонтанной речи.

Программа по русскому языку закрепляет полученные навыки развития речи и идет в соответствии с программой общеобразовательной школы.Делается акцент на развитие понимания читаемого текста различной степени сложности, уточнение структуры значения слова, дифференциация слов, близких по значению,развитие понимания сложных логико-грамматических конструкций, связной речи.



Программа по математике предусматривает интенсивную и целенаправленную работу над усвоением учащимися специальных математических понятий и речевых формулировок условий задачи, по развитию мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, симультанных

и сукцессивных процессов, что отражает специфику обучения детей с тяжелыми нарушениями речи.



Обучение музыке и ритмике включает общеразвивающие упражнения,музыкально-ритмические занятия, пение и слушание музыки, что способствует не только успешной коррекции нарушений моторики и речи, но и воспитанию личности, нравственному и эстетическому воспитанию учащихся с тяжелыми нарушениями речи. При проведении занятий по логопедической ритмике осуществляется развитие движений в сочетании со словом и музыкой, формирование темпа, ритма, мелодической выразительности речи, совершенствование фонематических процессов, слухового восприятия, внимания, памяти, зрительно-пространственной организации движений, пространственного восприятия и пространственных представлений.



Вышеперечисленные программы дают возможность обеспечить овладение программой образования в соответствии с обязательными требованиями государственных стандартов.



Коррекция нарушений речи проводится в структуре всего образовательно-воспитательного процесса, преимущественно на уроках родного языка, в программу которого включены специальные разделы, такие как произношение, развитие речи, обучение грамоте, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи; чтение и развитие речи. Параллельно с учебным процессом во внеурочное время проводятся индивидуальные логопедические занятия. Каждый учащийся дополнительно занимается речевой работой 3 раза в неделю (по 15–20 минут), направленной на устранение нарушений как устной, так и письменной речи, избирательных трудностей в овладении программой по различным предметам. С целью реализации третичной профилактики речевых расстройств в образовательном процессе предусмотрено производственно-трудовое обучение школьников, которое рассматривается не только как важное коррекционно-воспитательное средство преодоления речевой патологии, профилактики или коррекции нарушений развития личности, но и как главное условие социальной адаптации и интеграции детей с тяжелыми речевыми нарушениями в общество.



Важно то, что дети, у которых в ходе обучения и коррекционной работы нормализуется речевая деятельность, могут продолжить свое обучение в обычной общеобразовательной школе.



Право на обучение в домашних условиях получают дети, заболевания или отклонения в развитии у которых соответствуют указанным в установленном Министерством здравоохранения РФ специальном перечне. Основанием для организации надомного обучения является медицинское заключение лечебно-профилактического учреждения. Указанный Вами диагноз алалия может давать право на обучение в домашних условиях при условии, что есть соответствующие рекомендации от наблюдающих Вашего ребенка специалистов.



Тогда к оказанию помощи в обучении детей на дому подключаются школа или дошкольное образовательное учреждение, находящееся поблизости. На период обучения ребенку предоставляется возможность бесплатного пользования учебниками, фондом библиотеки школы. Педагоги и психологи школы оказывают консультативную и методическую помощь родителям в освоении ребенком общеобразовательных программ.

Школа обеспечивает промежуточную и итоговую аттестацию ребенка и выдает документ о соответствующем уровне образования. В аттестации принимают участие и педагоги-дефектологи, привлекаемые дополнительно для ведения коррекционной работы.



В написании статьи использовалась работа "ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В КОНТЕКСТЕ ПРОГРАММЫ ЮНЕСКО «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ»:

ОПЫТ РОССИИ" авторы Андреева Л.В. и др.

Полезный совет?

эксперт, ответивший на вопрос

Любаша Demy Moon
Любознательный

Внимание!
Напоминаем вам, что статья носит рекомендательный характер.
Для установления правильного диагноза нужна очная консультация специалиста!
Похожие статьи

Комментарии

Еще нет комментариев.

оставить свой комментарий

* - скрыт от пользователей, только для уведомлений