Эскалатор как разновидность лестниц

Эскалатор как разновидность лестниц

Эскалатор (англ. escalator; первоисточник: лат. scala - лестница) – это наклонный пластинчатый конвейер с движущимся ступенчатым полотном, который служит для подъема и спуска пассажиров на станциях метрополитена, в общественных зданиях, а также на различных уличных переходах и других местах, характеризующихся значительным пассажиропотоком. Впервые, конструкция эскалатора была разработана в конце девятнадцатого века. Поводом стала подготовка к Всемирной выставке в Париже в 1900 году.

В Советском Союзе эскалаторы были впервые установлены в Московском Метрополитене в 1935 году.

Схему эскалатора упрощенно можно описать следующим образом: он (эскалатор) представляет собой полотно с двумя бесконечными тяговыми цепями, которое огибается наверху тяговыми, а внизу – натяжными звездочками, и катится по направляющим путям специальной металлоконструкции. Привод тяговых звездочек составлен из электрического двигателя, редукторов, оборудованных дополнительными зубчатыми или цепными передачами, и соединительных муфт.

Для того, чтобы обеспечить безопасность и удобство использования, эскалатор оборудован специальными входными площадками с гребенками, которые опускаются в продольные пазы настилов ступеней, и движущимися с обеих сторон балюстрады поручнями, находящимися на высоте 0,9-1,0 метра от ступеней. В качестве материала для поручня используется прорезиненная хлопчатобумажная лента с загнутыми краями. Поручни осуществляют движение по направляющим пластинам и отклоняющимся блокам. Верхние приводные блоки получают вращение благодаря системе цепных передач, которые исходят от вала тяговых звездочек. При этом натяжные блоки поручней находятся на наклонной части, расположенной внутри балюстрады.

Полотно приобретает горизонтальное положение благодаря направляющим путям, которые находятся перед входными площадками. Длина горизонтального положения колеблется в диапазоне 0,8-1,2 метра. На наклонной же части полотно образует лестницу, угол наклона которой равен 30о (для зарубежных эскалаторов это значение равно 35о ). Пассажиры используют эту своеобразную лестницу для самостоятельного передвижения в случае остановки эскалатора.

В состав полотна эскалатора входят: ступени, которые имеют стальной каркас, два основных и два вспомогательных пластмассовых или стальных обрезиненных (бесшумных) катка, насаженные на оси, а также две тяговые цепи.

Пластмассовые реечные настилы располагаются горизонтально для всех участков наружной ветви трассы. Пластинчатые втулочно-роликовые тяговые цепи полотна укомплектованы упорами на наружных пластинах. Благодаря этим упорам, а также ограничивающим шинам трассы, исключается складывание и падение полотна при возможном обрыве тяговых цепей.

Все отечественные эскалаторы унифицированы и имеют определенные габариты. Так, например, для зданий высота подъема не должна превышать 5-7 метров, а ширина ступеней должна быть 500-750 мм. При этом скорость движения эскалатора 0,4-0,5 м/сек. Для метрополитена параметры следующие: высота – 10-65 метров, ширина ступеней – 900-1000 мм., скорость движения – 0,75-1,0 м/сек. Привод эскалатора должен быть оборудован рабочими и аварийными тормозами. Также эскалатор снабжается системой специальных электромеханических устройств, а также средствами автоматического включения и выключения (это требование относится к эскалаторам в зданиях).

Расчетная производительность эскалатора при широких ступенях и при скорости движения 0,5 м/сек 8000 человек, а при скорости движения 0,9 м/сек – 11000человек в час. Мощность двигателя при этом определяется по сумме сопротивлений от движущегося полотна и поручней по методам, которые приняты для пластинчатых и ленточных конвейеров соответственно.


Дополнительно по теме: articles.optomvse.ru
Полезный совет?

эксперт, ответивший на вопрос

Катя Пушкарева
Альтруист

Похожие статьи

Комментарии

Еще нет комментариев.

оставить свой комментарий

* - скрыт от пользователей, только для уведомлений