Проблема подставных лиц в предпринимательской деятельности

Проблема подставных лиц в предпринимательской деятельности

С учетом распространенности явления подставных лиц в предпринимательской деятельности в Украине рассмотрим его с «особым вниманием». Речь идет именно о предпринимательской деятельности, ведь ее целью является получение прибыли, а подставных лиц нередко используют в предприятиях, которые вообще никакой деятельности не ведут. Однако такое явление рассматривается именно как средство осуществления безопасной теневой предпринимательской деятельности.

Действующее законодательство Украины не определяет термин «подставное лицо», хотя он встречается в судебной практике. Основном, когда речь идет о преступлениях в сфере хозяйственной деятельности и споров о признании недействительной сделки. По словарю С. И. Ожегова, под «подставным лицом» подразумевают специально подобранную для какой-то цели человека, а также кажущуюся лицо.

Обобщив уголовные дела, исследователь В.В.Белоус определяет типичное фиктивное предприятие как юридическое лицо, созданное с использованием документов подставного лица (84,8% всех дел по преступлениям «фиктивное предпринимательство» и формально возглавляемую подставным руководителем - 84,8% таких дел) . Стоит отметить, что значительная часть деяний, содержащих составы фиктивного предпринимательства или легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, органами по борьбе с экономической преступностью, несмотря на их активность, не раскрываются в Украине.

Соответственно, благодаря фиктивному предпринимательству легализируются и доходы, полученные преступным путем, нанося тем самым большой материальный ущерб государству, банкам, кредитным учреждениям, другим юридическим лицам и гражданам. Например, по сообщению ГНА в Волынской области, 11 «фиктивных» фирм и 4 «конвертационных» центра осуществляли незаконную деятельность в сфере отмывания «грязных» средств на территории Волыни в 2007 г. Через подставные фирмы и «конвертационных» центра предприимчивые лица пытались легализовать 82 млн 179 тыс. грн.

Хотя, конечно, существуют и гораздо более впечатляющие своей убыточностью примеры. Нередки случаи создания полсотни, а то и больше фирм, в которых учредителями фигурируют одна-две те же лица, которые в действительности не решают ни одного вопроса по этим предприятиям. Причем большинство этих фирм зарегистрированы по одинаковым адресом, не осуществляют никакой деятельности, а те, которые осуществляют - отнюдь не ту деятельность, указанная в учредительных документах. Все они проходят процедуру государственной регистрации, в том числе получают печать и открывают текущий счет в банке, а нередко получают и свидетельство плательщика налога на добавленную стоимость, уверяя при этом налоговиков о «гарантированы большие обороты».

Как работники там числятся всего два человека - директор и бухгалтер. Других, которые работают в «компании», вроде бы не, в действительности же, некоторые из них поднимает трубку и говорит название какой-либо из 50-ти компаний, некоторые подает по поручению очередной пакет документов на регистрацию новой фирмы, однако большинство коллектива во главе с тем или теми, о которых знают только «те, кому нужно», занимается чем-то очень прибыльным и, разумеется, запрещено.

Пожалуй, не стоит и говорить, в какой форме они получают вознаграждение. Напрасно будет искать веб-страницы в Интернете о какой-то из таких компаний или узнавать через органы государственной власти их фактический адрес. Понятно, что в таких фирмах реальный инвестор, фактически осуществляя полномочия «хозяина положения», одновременно остается «в тени». С другой стороны, например, заключения фиктивного соглашения отчуждения имущества также дает такому инвестору возможность «перейти в тень» при неблагоприятных обстоятельствах.

Как отмечалось, больше всего страдают от существования фиктивных компаний, действующих через подставных лиц, государство, другие юридические лица как контрагенты, в том числе кредитные учреждения и граждане. Поэтому рассмотрим возможные «меры безопасности» в отношениях с такими «компаниями».

Представляется целесообразным также установить на законодательном уровне требование представлять сведения о фактическом адресе предприятия, а также об изменении такого адреса в органы налоговой службы, органы статистики, Пенсионного фонда, установить контроль такими органами за достоверностью предоставленных сведений о фактическом адресе.

Юридическим лицам - потенциальным контрагентам фиктивных фирм - посоветуем не довольствуясь сведениями уставные документы в связи с возможным отсутствием действительной информации о своих будущих деловых партнеров, а иметь дело исключительно с теми компаниями, имеющими на соответствующем рынке хорошую репутацию среди других компаний и существуют на нем уже длительное время.

источник: i-wm.ru

Полезный совет?

эксперт, ответивший на вопрос

R L
Альтруист

Комментарии

Еще нет комментариев.

оставить свой комментарий

* - скрыт от пользователей, только для уведомлений