Доброго времени суток, Марина!
Джамбаттиста Вико (1668 - 1744) в эпоху Просвещения разрабатывал принципы исторического метода и познания "гражданского мира", полностью сотворенного людьми. Вико был предложен ряд определенных правил: во-первых, если исторические периоды тождественны друг другу, то следует говорить об их аналогичности, однако не нужно особо распространять представления и категории современного мира на отдельные исторические эпохи; во-вторых, схожие периоды сменяют друг друга почти в одном и том же порядке; также история движется циклично, по спирали, а не по круговому движению (закон циклической эволюции).
Замечая специфику исторических эпох, Вико также отмечает и единство мировой истории, а еще стремится найти общее в ней, то, что повторяется и существует в истории разных стран и народов. Каждое из обществ проходит эволюционный цикл, который состоит из трех поочередно меняющих друг друга стадий: "век богов", "век героев" и "век людей". Каждый цикл завершается упадком и гибелью этого общества. Особенности "внутренней" жизни каждой из эпох зависят от специфики "нравов" эпохи (здесь Вико отмечает не только традиционный уклад жизни общества, его моральные устои, но и экономические предпосылки), правовых форм, способов легитимации власти, форм управления государства и менталитета.
Теперь рассмотрим подробнее каждую из стадий.
"Век богов"
Данная стадия характерна отсутствием в ней государства. Люди же символически представляют себя и окружающий их мир и преподносят это в теогонических мифах. Эти мифы характеры доминантным положением в них религиозных структур в управлении общественными процессами. Теократический тип правления (правят священнослужители).
"Век героев"
Здесь же отмечается господство аристократического государства, а общественные представления изображаются в героическом эпосе. Аристократический тип правления (правит знать).
"Век людей"
На этой стадии преподносится демократическая монархия или республика, а общественные процессы осмысливаются в исторической форме. Человеческий тип правления (люди имеют равные права).
В общем, данные стадии можно охарактеризовать так: в "век богов" главную роль играют нравы, которые очень благочестивы и религиозны; "век героев" — уже другие нравы, более гневные; а "век людей" характерен нравами, включающими чувство гражданского долга. Значит, в "век богов" правовая основа базируется на божественном происхождение власти (всем управляет Бог); в "век героев" главной является сила, которая не сдерживается ни моральными, ни религиозными нормами; в "век людей" право основывается на человеческих установках.
По окончании последней, третьей стадии происходит последовательный распад этого общества.
Эти теории Вико оказали огромное влияние на представления последующих философов об истории и культуре. Идеи были первой попыткой разглядеть последовательность и порядок в историческом хаосе событий. Сам философ относился к своим законам развития исторического общества как к провиденциальным. Он считал, что познавая и понимая их, их истинный смысл, смысл мировой истории, ты познаешь замыслы Бога. Идея о возможности проникновения в замыслы Бога была доминирующей в философии Нового времени.
Надеюсь, представленная здесь информация оказалась вам полезной!
С уважением, Юлия.
Еще нет комментариев.