Мыслительная деятельность у обезьян

Как думают обезьяны?


Толик
Russian Federation, Костромская область, Кострома
Мыслительная деятельность у обезьян

Доброго времени суток, Анатолий!

Поговорим о мыслительной деятельности обезьян.

Шимпанзе

щип

Шимпанзе и их мыслительная деятельность наиболее изучена со стороны ученых. И хотя строение их голосового аппарата не подходит для воспроизводства человеческой речи, они способны общаться при помощи языка амслен (язык глухонемых), т.е. при помощи жестов.

Как характерный пример хотелось бы привести случай с известным шимпанзе Уошо. В 1967 г. американские ученые А. и Б.Гарднеры взяли к себе самку шимпанзе, чтобы обучить ее языку жестов. Спустя три года обучения Уошо уже имела в своем арсенале около 130 жестов, более того, умела комбинировать их, составлять предложения. Также среди известных случаев обучения шимпанзе языку можно выделить Сару (самка шимпанзе, которую обучали языку символов), Лану (самка шимпанзе, которую обучали языку лексиграмм – геометрических фигур, каждая из которых обозначала определенное слово).

Также стоит отметить наличие самосознания у шимпанзе – для определения этого ученые проводили зеркальный тест, который и выявлял его наличие.

Шимпанзе обладают пространственной памятью. Они могут знать расположение не только источников пищи, но и, например, расположение отдельных объектов: дерева, камня и т.д. В течение некоторого промежутка времени они могут помнить, где происходило то или иное событие (конфликт с сородичами и т.д.).

Также они могут строить планы на ближайшее будущее. Как пример для подтверждения данного высказывания можно привести случай, когда шимпанзе по имени Голиаф сначала взял из кучи бананов пару штук, но затем вернулся и взял менее зрелые (т.е. он понимал, что в ближайшее время они созреют и будут пригодны для пищи, а те, которые он взял изначально, к тому времени уже испортятся).

Конечно же, нужно сказать и об орудиях труда. Шимпанзе используют палки для ловли насекомых, собирания меда; камни - для того, чтобы достать фрукты или чтобы разбить орех; листья – для собирания воды. Они могут использовать два орудия сразу.

Бонобо (карликовый шимпанзе)

м

Так как это тоже вид шимпанзе, то мы не будем останавливаться на таких критериях, как способность использовать орудия труда или наличие самосознания. Подробнее остановимся на языковых способностях бонобо. И сразу же хочется привести в пример эксперимент с малышом Канзи. Его считают "билингвом". Одним из языков, которому его обучали, был йеркиш (уже упоминавшийся ранее как язык лексиграмм). Теперь же рассмотрим этот метод конкретнее. Для опыта использовалась компьютерная клавиатура, но вместо привычных нам буквенных изображений на ней находились клавиши со словами. Нажимая на определенную клавишу, Канзи видел перед собой это слово на мониторе без звукового сопровождения.

Подводя небольшой итог мыслительным навыкам человекообразным обезьянам шимпанзе и бонобо, можно сказать следующее:

  1. Они знают синтаксическую структуру своей речи (т.е. они понимают, что порядок слов в предложении важен и влияет на смысл высказывания);
  2. Они различают звучащие слова (т.е. понимают, что из разных звуков состоят разные слова);
  3. Уровень их восприятия устной речи можно сравнить с двухлетним ребенком (тут нужно указать на эксперимент, проводившийся с Канзи и девочкой Алей).

Но все же не стоит приравнивать их мыслительную деятельность к человеческой, т.к.:

  1. Их словарный запас всегда остается ограниченным;
  2. Если они и пытаются составить свои собственные "высказывания", то они ограничиваются 2 - 3 "словами" (символами, жестами);
  3. Понимание синтаксической структуры также ограничивается начальным уровнем.

Этот вид гоминидов изучен менее всего. Являются одними из ближайших родственников человека после шимпанзе.

Горилла

мв

Что касается языковых возможностей, то здесь не столь много экспериментальных примеров. Но хотелось бы указать один – горилла Коко. Так же, как и шимпанзе, гориллы не обладают таким голосовым аппаратом, который мог воспроизводить человеческую речь. Так что в данном эксперименте гориллу Коко также обучали языку жестов и языку компьютерных символов. За период обучения она овладела более чем 1000 символов-жестов и около 500 компьютерных символов. Кроме того, она умела шутить, передавать свои чувства людям: расстройство, боль и т.д. Как отмечает доктор Паттерсон, а именно она проводила этот эксперимент, "интеллект у Коко находился в промежутке от 75 до 95", а это приравнивается к интеллекту обычного нормального человека.

Теперь же о других критериях формирования мыслительной деятельности. Во-первых, стоит отметить подтвержденное тестами наличие самосознания. Также гориллы обладают навыком рисования (здесь опять можно привести в пример Коко – она рисовала на уровне трехлетнего ребенка). Кроме того, обязательно нужно сказать об использовании орудий труда. В отличие от других гоминидов они используют их меньше: палки – для проверки глубины водоема; бревно – как способ перейти через водоем.

Теперь же неплохо бы сравнить две эти категории гоминидов по некоторым признакам, в частности, хотелось бы подробнее остановиться на языковых способностях.

  1. Что касается скорости обучения, то нельзя сказать, что какой-либо из видов быстрее обучаем: все зависит от индивидуальной изменчивости, потому как показатели не столь значительны.
  2. Количество словарного запаса о шимпанзе и горилл также не имеет особых различий: и те, и те быстро усваивают большее число символов/жестов.
  3. Оба вида, сталкиваясь с какими-либо незнакомыми и новыми предметами, придумывали им собственные названия.

Из всего выше перечисленного можно сделать вывод, что оба вида имеют схожий уровень мыслительной деятельности, уровень интеллекта, но это относится к языковым способностям. Если же посмотреть на бытовые и повседневные вещи, как, например, использование орудий труда, то гориллы стоят на планку ниже их сородичей шимпанзе.

Надеюсь, информация была для вас интересна!
Всего наилучшего, Юлия.
Полезный совет?

эксперт, ответивший на вопрос

Юлия
Продвинутый

Образование:
начальное профессиональное (ПЛ № 47, Оператор ЭВМ 4 разряда)
высшее профессиональное (НИУ ВШЭ-Пермь, История)
Специализация и профессиональные навыки:
историк; навыки: 1) знание иностранных языков (Английский - Intermediate); 2) навыки делового этикета; 3) навыки деловой переписки; 3) уверенное пользование ПК и ПО;
Работаю:
менеджер по заключению договоров ООО "Витакон"
Награды, сертификаты:
международные научные конференции, публикации в научных сборниках.

Комментарии

Еще нет комментариев.

оставить свой комментарий

* - скрыт от пользователей, только для уведомлений