Смерть в Средние века

Как люди понимали смерть в Средние века?
Аня
Смерть в Средние века

Доброго времени суток, Аня!

Актуальность данной темы связана с тем, что с распространением гедонистических ценностей в "обществе потребления" смерть как таковая утратила сакральный смысл, что можно характеризовать как кризис современной культуры.

Если для античности были характерны мнения о невозможности избегания смерти, будь то воля богов или природное естество у тех же стоиков, где смерть воспринималась осознанно, как закономерный итог, который стоит принять достойно. Однако согласно мировоззрению древних греков, жизнь после смерти существовала - как в царстве Аида, так и в качестве бессмертной души у Платона.

арпар

Смерть и человек Средневековья

Что касается раннего Средневековья, то для этого периода также характерна осознанность смерти. Умирающий чувствует её приближение, этому же могут сопутствовать ряд знаков, таких, как сновидения, повседневные события (странные стуки, звон колокола сам по себе и др.). Так, например, вдова короля Бана, принявшая после смерти мужа обет монашества, однажды увидела во сне своего сына и племянников, считавшихся умершими. Это было истолковано ею как знак приближения смерти. Нередки были и самостоятельные приготовления к смерти: подготовка месс, составление завещания, приготовления в доме.

Смерть же внезапная являлась людям той эпохи орудием Гнева Божьего, была позорной и бесчестной для того, кого она постигла. Такая же участь постигала и умерших без свидетелей: путников, пахаря, умершего в поле. Помимо неодобрения существовал некоторый вид материальной ответственности. В XIII в. архипресвитеры взимали с убитых по злому умыслу, мечом или ядом марку серебра. Ещё более позорной была смерть преступников – им вовсе отказывали в "спасении души".

Особенностью такого явления, как смерть, в Средневековье была его публичность. Перед смертью созывались родные, однако и посещение умирающего абсолютно посторонними людьми воспринималось как естественное явление.

арпвр

Меняется отношение к загробной жизни. Греческие спящие в царстве Аида представляются более одушевленными, чем христианские первых столетий религии. И если само представление об Аиде было как о месте пустынном и нейтральном, то в Средневековье христианский Рай предстает местом цветущим, свежим и спокойным. Ад в традиционном понимании слова, как и Чистилище, появляется в христианской культуре гораздо позже.

Характерным для христианских сочинений является наличие идей покорности смерти. "Не надо страшиться смерти; предвидеть, когда она придет, невозможно; заботиться надо лишь о спасении души…" - писал Рамон Лулий в конце XIII в. Однако в этот период также появляются мысли, диаметрально противоположные вышесказанному. Высказываются предположения о взаимосвязи праведности и долготы жизни. Таким образом, можно предположить, что в Средневековье бытовали идеи о формировании отношении к земной жизни как к ценности и противопоставлении её "жизни после смерти". На фоне данных идей кажутся неслучайными постановления северофранцузских соборов XII – XIII в. о должном утешении лежачих больных и слежении кюре за больными.

Эволюция взглядов на загробную жизнь связана прежде всего с тем, что в христианских сочинениях XII в. была уточнена роль Чистилища. Но вместе с тем стоит отметить, что на формирование этих взглядов оказали влияние усиливающиеся идеи о самоценности мирской жизни, земных благ и отказа от пассивного принятия смерти. Об этом говорит и распространение завещаний. Если с конца XII в. они были распространены лишь в Южной Франции, то к середине XIV в. получают массовый характер. И если раньше среди авторов были лишь зажиточные горожане и знать, то теперь можно встретить и бедных крестьян.

Признаком отказа от фаталистической модели принятия смерти может служить тот факт, что в источниках XII – XIII в. обширное распространение получили описания болезней, а также чудес, связанных с их исцелением. Стоит отметить и повышенный интерес к этим болезням – подробное их описание, а также рекомендации по лечению больных.

арпр

Позже, в XIV – XV в., в период эпидемий и разрухи, стоит отметить усиление идей о ценности мирской жизни. Несмотря на смерть, витавшую в воздухе, люди отчаянно цеплялись за жизнь. На первый план среди ценностей выходят физическое здоровье и разум. Христианские проповедники несколько изменили аргументацию праведной жизни. Теперь она избавляет от болезней и может уберечь от ранней смерти.

В связи с усилившимся страхом смерти усиливаются пессимистические настроения неотвратимости смерти, имевшие место в XII – XIII в. Они находят отражение в самобичевании флагеллянтов, в усложнившихся похоронных обрядах.

Подводим итоги

Обобщив сказанное выше, можно выделить следующие тезисы.

Отношение к смерти менялось от раннего Средневековья к позднему по следующим параметрам: отношение к смерти как к факту, представление о загробной жизни, её наличие в целом, отношение к земной жизни, ценность мирской жизни, фатальная или активная позиция к приближению смерти.

Таким образом, можно наблюдать, как от пассивного и безмолвного ожидания знаков смерти и её неотвратимого наступления в X – XI в. система взглядов жителя Средневековья плавно переходит к осознанию самоценности мирской жизни, попыткам продлить её в XII – середине XIV в. Однако с наступлением эпидемий, разрухи "алчное желание жить" причудливо переплелось с бескрайним пессимизмом и унынием.

Причины, формировавшие данные отношения, разнообразны: влияние религий (христианство, пережитки язычества), традиции. Укреплению самоценности жизни во Франции способствовал демографический подъем, предшествовавший периоду эпидемий, военного опустошения и экологического упадка.

В связи с этим можно выделить в отношении людей Средневековья к смерти следующую специфику:

  • В Средние века проявляется противоречие между христианской концепцией смерти грешного тела и бессмертием души и смещением приоритета к мирской жизни, осознания её ценности.
  • Для Средневековья характерно сначала спокойное принятие смерти (X - конец XI в.), позже – ярко выраженный страх смерти, связанный прежде всего с религиозными воззрениями (страх Божьего Суда).
  • Изменяется представление о загробной жизни в связи с влиянием христианских взглядов, изменяется отношение человека к смерти как к завершающему этапу жизни.

Надеюсь, теперь эта тема не останется для вас загадкой.

Всего наилучшего, Юлия.

Полезный совет?

эксперт, ответивший на вопрос

Юлия
Продвинутый

Образование:
начальное профессиональное (ПЛ № 47, Оператор ЭВМ 4 разряда)
высшее профессиональное (НИУ ВШЭ-Пермь, История)
Специализация и профессиональные навыки:
историк; навыки: 1) знание иностранных языков (Английский - Intermediate); 2) навыки делового этикета; 3) навыки деловой переписки; 3) уверенное пользование ПК и ПО;
Работаю:
менеджер по заключению договоров ООО "Витакон"
Награды, сертификаты:
международные научные конференции, публикации в научных сборниках.

Комментарии

Еще нет комментариев.

оставить свой комментарий

* - скрыт от пользователей, только для уведомлений